За контроль над компанией борются две силы — акционер CEDC Рустам Тарико и консорциум инвесторов во главе с А 1(инвестподразделение «Альфа-групп»). CEDC 15 марта уже допустила техдефолт по облигациям. Все идет к тому, что компания перестанет быть публичной.
Основной бренд холдинга «Зеленая марка», к тому же, потерял позицию лидера рынка.
БОРЬБА НАКАЛЯЕТСЯ
CEDC — лидер российского водочного рынка с долей 12%, по данным Nielsen на конец сентября 2012 года. На Россию приходится около 70% продаж. Общий долг CEDC превышает 1,2 миллиарда долларов, из которых облигационный заем составляет 258 миллионов долларов (погашение которого приходилось на 15 марта этого года), и два публичных займа с погашением в 2016 году в сумме 983,9 миллиона долларов.
В четверг, 21 марта, американская биржа NASDAQ должна была обсудить вопрос делистинга CEDC из-за нарушений правил биржи, 22 марта бумаги еще торговались.
Компания бросила все силы на поиск путей реструктуризации своих долгов, и все меньше внимания уделяет операционной эффективности. Так, основной бренд CEDC — «Зеленая марка» — по оценкам аналитического агентства Nielsen, перестала быть водкой номер один в декабре 2012-январе 2013 года. За год доля рынка снизилась до 4,7% с 6,2% годом ранее. В то же время доля водки Parliament выросла — с 1,1% до 1,3%, водки «Талка» — с 0,7% до 1,4% и водки «Урожай» — с 0,5% до 0,7%, позиции другого крупного бренда компании — «Журавли» остались без изменения, на уровне 1,1%.
За право реструктурировать долги CEDC, а соответственно получить над ней контроль, борются две силы - консорциум инвесторов во главе с А1 (входит инвестподразделение «Альфа-групп», второй по величине акционер CEDC Марк Кауфман (4,98%), держатель облигаций CEDC — группа SPI Юрия Шефлера) и основной акционер компании Рустам Тарико (19,5%).
По мнению экспертов, опрошенных агентством «Прайм», сумев договориться с кредиторами по бондам 2013 года, Тарико приблизился к победе в борьбе за этот актив. CEDC в конце прошлой недели направила письмо консорциуму о том, что их оферта по реструктуризации долгов неконкурентоспособна по сравнению с планом Тарико, поскольку не затрагивает интересы бондхолдеров 2013 года.
Однако известная своей эффективностью в корпоративных конфликтах и борьбе за активы «Альфа-групп» проявляет большую заинтересованность и готовность бороться до конца. Так, вероятным сценарием при удовлетворении CEDC оферты Тарико видится перспектива судебных тяжб с членами консорциума. Как отмечают эксперты, А1 всегда эффективно использовала судебные инструменты. Вот и сейчас в борьбе за актив юристы консорциума изучают такие возможности.
Основной акционер алкогольного холдинга Тарико предложил план по реструктуризации долгов CEDC, пообещав держателям облигаций 2016 года 172 миллиона долларов наличными, а также бонды нового выпуска на 650 миллионов долларов с погашением в 2018 году. Кроме того, бизнесмен уже договорился с частью держателей бондов-2013 о реструктуризации. Держатели облигации на 155 миллионов долларов из общего выпуска на сумму 258 миллионов долларов получат 25 миллионов долларов наличными и 30 миллионов долларов обеспеченными нотами, выпущенными Roust Trading, подконтрольной Тарико.
Держатели облигаций на 87,5 миллиона долларов уже подписали соглашение с Тарико. За свои инвестиции, а также выданный ранее кредит в 50 миллионов долларов, Тарико надеется получить 85% компании.
В свою очередь консорциум инвесторов А1 предложил альтернативный план финансового оздоровления компании, и 21 марта направил новое предложение (третье по счету), в котором увеличил объем инвестируемых средств до 280 миллионов долларов в обмен на 100-процентный контроль над компанией. Согласно плану, держатели обеспеченных облигаций с погашением в 2016 году получат опцион на денежные средства в размере 175 миллионов долларов в порядке голландского аукциона, когда торг начинается с самой высокой цены и ведется с ее понижением.
Держатели облигаций, не принявшие участие в опционе, получат пропорционально имеющимся у них бумагам 55 миллионов долларов и два новых выпуска обеспеченных облигаций с погашением в 2018 году на 450 миллионов и 200 миллионов долларов (конвертируемые). Кроме того, консорциум перечислит 50 миллионов долларов на счета компании для рефинансирования старших обеспеченных долгов.
Напомним, в конце 2011 «Русский стандарт» Тарико приобрел на рынке 9,9% акций CEDC, заплатив 25,35 миллиона долларов, и через год увеличил свою долю до 19,5%. Позднее Тарико поставил своего человека управлять русским подразделением CEDC, тогда генеральным директором «Русского алкоголя» был назначен Владимир Филипцев, а его предшественник Грант Уинтертон стал главой всего холдинга. Кроме того, в совет директоров CEDC было номинировано три представителя от «Русского стандарта». В настоящее время Тарико возглавляет совет директоров, и контролирует три голоса из семи в совете. Этот факт является одним из неоспоримых преимуществ Тарико в пользу его желания взять под контроль польскую CEDC.
ПРОБЛЕМНЫЙ АКТИВ, НО ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЫНОК
«Мы сейчас наблюдаем обострение борьбы за проблемный актив, что свидетельствует о том, что это интересный актив. Тот, кто получит контроль над ним, после рефинансирования долга имеет шансы вывести его на позитивные финансовые показатели. На высококонкурентном российском рынке водки CEDC остается крупнейшей компанией. И у нее, конечно, есть перспективы. Именно это выступает основным фактором привлекательности и мотивирует профильных и непрофильных инвесторов рассматривать этот объект для инвестиций», — считает аналитик УК «Финам» Максим Клягин.
«Несмотря на свой большой долг, актив перспективный и привлекательный, пусть даже сейчас они работают скорее на удержание доли рынка. Алкогольный холдинг способен генерировать значительные денежные потоки», — полагает аналитик Rye, Man & Gor Securities Михаил Лощинин.
Эксперты отмечают, что российский алкогольный рынок сам по себе весьма привлекателен, поскольку примерно треть его приходится на контрафактную продукцию. Борьба с нелегальной водкой будет способствовать увеличению продаж лицензированных производителей.
ТАРИКО VS АЛЬФА
Однако мнение экспертов разделилось в другом. Часть опрошенных агентством «Прайм» экспертов считает, что Тарико, являясь опытнейшим профильным инвестором, является лучшим вариантом для CEDC. Большинство же полагает, что финансовая мощь «Альфа-групп» вкупе с успешным алкогольным бизнесменом Кауфманом - более предпочтительная и привлекательная перспектива для CEDC. В свое время Кауфман занимался дистрибуцией премиального алкоголя через компанию Whitehall, которую в 2008 году продал CEDC. За 75% акций Whitehall бизнесмен получил 255 миллионов долларов.
«С точки зрения акционера, консорциум инвесторов “Альфа”, с Марком Кауфманом в том числе, выглядит более привлекательно: у компании значительный объем средств, “Альфа-групп” после продажи своей доли в ТНК-BP активно ищет выгодные вложения. В то же время, у Кауфмана есть значительный опыт ведения бизнеса на алкогольном рынке. При этом и Рустам Тарико хороший инвестор, человек с большим опытом, знающий российский рынок — “Русский стандарт” не первый год поддерживает свои позиции на рынке», — рассуждает Лощинин.
По информации источника, близкого к консорциуму инвесторов во главе с А1, Тарико готов закрыть сделку в сентябре 2013 года, тогда как А1 — после получения всех необходимых одобрений и окончания всех необходимых формальностей, то есть не позднее 30 июня. Денежные средства есть в наличии.
«CEDC необходимо выбрать того инвестора, который наиболее вероятно будет способствовать восстановлению акционерной стоимости. “Альфа-групп” — достаточно известный кризисный инвестор, ее подразделением А1 реализовано большое количество сложных проектов, когда дистресс-активы, терпящие крах, за счет эффективных действий выводились из кризиса и реализовывались стратегическим инвесторам с большим профитом», — считает Клягин.
Однако директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз уверен, что лучшим вариантом для CEDC является Тарико: «У него налажен водочный бизнес, он богатый человек. Он понятный рынку профильный инвестор. CEDC и “Русский стандарт” друг другу не противоречат, их бренды не настолько конкурируют между собой. “Русский стандарт” - бесспорный лидер в сегменте премиум, а основные продукты CEDC “Зеленая марка”, “Журавли” торгуются в нижнеценовом сегменте». При этом Дробиз напоминает, что «Альфа» имеет не очень успешный опыт в алкогольном бизнесе, а Шефлер находится в международном розыске.
Подразделение «Альфа-групп» — «Альфа-эко» занималось дистрибуцией совместно с компанией Diageo, производством водки «Смирновъ». Попытки купить заводы «Кристалл», водочный бренд «Флагман» не увенчались успехом. В 2008 году «Альфа-эко» покинула алкогольный рынок.
Однако есть мнение, что Тарико идет ва-банк и неясно, найдутся ли у него средства на закрытие сделки, а впоследствии и на обслуживание долга. По последней отчетности за 2011 год компания продемонстрировала чистый убыток в размере 1,29 миллиарда долларов. Показатель EBITDA снизился до 125 миллионов долларов. За девять месяцев 2012 года выручка CEDC составила 524,5 миллиона долларов, чистая прибыль — 8,3 миллиона долларов.
CEDC ГРОЗЯТ «ПРОПИСКОЙ» В СУДАХ
Стало известно, что часть акционеров алкогольного холдинга CEDC намерена подать иск на совет директоров холдинга в случае, если тот примет «не наиболее оптимальное предложение по реструктуризации долгов». Кауфман, вошедший в консорциум, рассказал «Прайму», что рассматривает возможность подачи иска к CEDC для оспаривания залогового статуса кредита на сумму 50 миллионов долларов, полученного от подконтрольной Тарико Roust Trading. Может быть поднят вопрос о конфликте интересов, поскольку на момент присвоения статуса компанию в качестве президента возглавлял Тарико.
«Длительные судебные разбирательства — неблагоприятный сценарий для компании, это негативно скажется на ее акционерной стоимости. Все это будет связывать по рукам и ногам руководство, препятствовать принятию решений по операционной деятельности, активы могут быть арестованы», — считает аналитик «Финама». Риск, подразумевающий многолетние судебные тяжбы, советом директоров CEDC будет приниматься во внимание, но для конструктивного решения будут рассматриваться все факторы, считает Клягин.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ДОСТАЛСЯ ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ
Дела CEDC резко ухудшились вскоре после покупки в конце 2009 года лидера российского рынка крепких алкогольных напитков - компании «Русский алкоголь». CEDC потратил на скупку алкогольных активов в России более 1 миллиарда долларов, купив наряду с «Русским алкоголем», Whitehall, водочный бренд «Парламент» и завод «Урожай».
«Активы покупались по явно завышенным ценам», — считает Дробиз.
В кризис холдинг вошел с большими долгами. Став новыми собственниками, поляки стали урезать издержки, сокращали штат. Владельцы уволили основателей компании «Русский алкоголь», создателей бренда «Зеленая марка» — Владимира Иванова и Вадима Касьянова. Как считают эксперты, с приходом нового менеджмента «Русский алкоголь» заметно ослабел.
«Ошибки CEDC сделала еще три года назад, когда их основной продукт - “Зеленая марка” — из ценового сегмента “выше среднего” стал “народным”. Как только такое происходит, увеличиваются в разы объемы продаж, при этом возрастают операционные расходы на обслуживание потока, а прибыль, естественно, сокращается. Причина убытков компании в доходности и структуре портфеля», — считает Сергей Клещуков, генеральный директор Organic Vodka Group.
Ирина Доржиева, Прайм