12 и 13 марта в Центральном доме работников искусства (ЦДРИ) проходит совещание, на котором собрались директора всех цирков, входящих в структуру Росгосцирка, филиалов, руководители коллективов, прокатчики программ, народные артисты — все, кто сейчас завязан на творческом и организационном процессе, а также представители Минкультуры РФ.
«Готовится полная паспортизация всех номеров и коллективов циркового конвейера. Необходимость этого прописана в концепции развития циркового искусства, которую утвердил президент Путин, а также в краткосрочной стратегии, которую подала в Минкультуры гендиректор Росгосцирка Фаина Халилова. Дело в том, что сейчас у нас нет полного списка артистов и номеров, не говоря уже о деталях — какой реквизит в том или ином номере, сколько артистов и животных в нем заняты, когда в последний раз и на какие деньги шились костюмы. Разработан подробнейший паспорт, в котором будут прописаны данные российского и загранпаспорта всех артистов, точные адреса проживания, все о животных: прививки, возраст и так далее», — рассказал Гурович.
Он отметил, что паспортизацию просто необходимо сделать, потому что большинство артистов не очень четко представляют, каким реквизитом владеют, сколько контейнеров им нужно для его перевозки.
«Иногда за артистом из реквизита числятся тапочки и бандаж, а когда начинают выяснять, почему он везет за собой три контейнера, оказывается, что там телевизор, шелковое постельное белье, детская коляска, кухонный комбайн и так далее. А платит за все это компания. Тут нужно искать компромисс. Например, мы разрешаем везти телевизор, потому что его нет в гостинице, но если спать человек может только на шелковом белье, а гостиничное ситцевое не устраивает, то это уже за свой счет», — пояснил собеседник агентства.
Еще один важный вопрос, обсуждаемый на совещании, — отношения Росгосцирка с прокатчиками программ. Прокатчики отвечают и за распространение билетов, и за выгрузку-погрузку реквизита и багажа, и за рекламу программы. Директора многих цирков в сложившейся ситуации выполняют роль завхозов.
По словам Гуровича, договор, по которому сейчас работают Росгосцирк и прокатчики программ в цирках компании, подвергся юридическому и аудиторскому анализу, который выявил грубые нарушения конкретных статей законодательства. Работать дальше по этому договору нельзя, поэтому нужно выработать новый или же вообще ликвидировать институт проката, чтобы директора цирков работали самостоятельно.
«Прокатчики забирают себе львиную долю прибыли, кидая цирку кость. У каждого цирка есть штат, которому надо платить, счета за коммунальные услуги. Иногда то, что по договору платит цирку прокатчик, меньше вот этого минимума, а уж о средствах на развитие цирка и говорить не приходится. Иногда на покраску забора средств не хватает», — пояснил Гурович.
Он привел пример абсурдной ситуации, которая зачастую складывается в отношениях между Росгосцирком и прокатчиком.
«Например, когда-то Росгосцирк купил коллективу светотехнику, коллектив возит ее с собой из одного цирка, принадлежащего госкомпании, в другой, но работает с прокатчиком. И этот прокатчик за этот свет, купленный Росгосцирком, выставляет Росгосцирку счет. И эти деньги оплачивались! Вот такие хулиганские схемы. Задача команды Халиловой — вывести Росгосцирк из экономического минуса в плюс, поэтому нужно, по крайней мере, уменьшить долю денег, которые забирают прокатчики, и увеличить долю денег, получаемых цирками, принадлежащими компании», — пояснил Гурович.
Сейчас в Росгосцирк входят 70 предприятий, в том числе 41 стационарный цирк, 11 шапито и восемь передвижных зооцирков.
В апреле 2012 года правительство РФ одобрило концепцию развития Росгосцирка до 2020 года. Она предполагает, что к этому сроку российские цирки выйдут на полную самоокупаемость. Кроме того, до 2020 года планируется осуществить комплексную реконструкцию зданий цирков и цирковых общежитий. К модернизации планируется привлекать не только бюджетные средства, но и частный капитал.