Причины неразберихи кроются в ситуации, которая царит в реформируемой системе образования. Ситуация, в которой министерство пытается оказать материальное влияние на процесс упорядочивания школьной сети (например, на решение о закрытии школ), а самоуправления и школы пытаются их сохранить, неизбежно привели к необходимости искать комбинированные решения.
В то же время план изменить со следующего года принципы финансирования школ вынуждает школьных руководителей проявлять осторожность. Известно, что принципы изменятся, но как точно — пока неясно.
С точки зрения директоров школ, очевидно одно: от них требуют, чтобы в новых условиях финансирования они были способны справляться со школьным хозяйством. Неизвестность в отношении будущего не сулит стабильности финансирования, а однажды прописанные на бумаге цифры зарплат уменьшить трудно. По этой причине пытаются идти путем дополнительных выплат, но их размер зависит от многих факторов, и у учителей нет полной уверенности в том, какой величины зарплата поступит на их счет.
Педагогам зачастую не хватает умения вести со школой переговоры по зарплате и отстаивать условия, прописанные в договоре. И школы не всегда этому благоволят. В сегодняшней газете учитель обществоведения, преподающий в школе, описывает несколько парадоксальную ситуацию: на уроках приходится обсуждать с учениками трудовое право и говорить о тех правах, которые самому учителю не гарантированы.
Понятно, что новая система, которая вынуждает руководителей школ скорее играть с дополнительными выплатами, нежели повышать основную зарплату, порождает у педагогов неуверенность.
Понять можно и позицию школьных директоров и самоуправлений: и те, и другие желают сохранить школы. И было бы странно утверждать, что Минобразования не проводило бы реформу школьной сети без учета всеобщих интересов. Именно конфликт общих и местных интересов порождает разногласия между самоуправлениями и Министерством образования.
То, что государственное и местное представления о благе так сильно различаются и это порождает чувство неуверенности у учителей, вызывает сожаление.
Но очевидно, что необходимо платить педагогам больше, в случае с допвыплатами нужно прояснить, за выполнение каких конкретно заданий они выплачиваются, нужно, чтобы все это фиксировалось в трудовом договоре, и время от времени с руководством школы велись переговоры по зарплате. А школы могли бы бороться, чтобы однажды они воплотились в жизни.