Принципиально судьба РОСТЭКа (структуры ФТС, занимающей доминирующее положение на рынке растаможки) определилась в мае 2012 года — тогда по итогам заседания наблюдательного совета созданного Владимиром Путиным Агентства стратегических инициатив было решено отстранить этот ФГУП от таможенной деятельности, которой предприятие занимается последние 20 лет. Президент внял жалобам предпринимателей, заявлявших о недопустимости ситуации, когда аффилированная с ФТС структура активно выдавливает частный бизнес с рынка растаможки и складских услуг. В результате в октябре 2012 года Госдума приняла в первом чтении подготовленные Минэкономики поправки к закону «О таможенном регулировании в РФ». Этот законопроект лишает подведомственные ФТС предприятия возможности работать в качестве таможенных брокеров и таможенных перевозчиков, а также права быть владельцами складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.
Второе чтение законопроекта должно было состояться в феврале этого года, но решением Совета Госдумы перенесено на неопределенный срок. Причина — развернувшийся спор ведомств вокруг поправок ко второму чтению документа, внесенных группой депутатов (Вячеслав Лысаков, Александр Васильев, Андрей Колесник (все — «Единая Россия»), Михаил Брячак и Дмитрий Ушаков (оба — «Справедливая Россия»)). Депутаты увидели в тексте первого чтения существенную лазейку, дающую РОСТЭКу возможность остаться на таможенном рынке, создав фирму-"прокладку", которой будут принадлежать нынешние дочерние предприятия (сейчас холдинг РОСТЭК — это 13 филиалов и 35 предприятий в форме ЗАО или ООО). Второй способ обойти запрет — придание предприятиям группы статуса уполномоченного экономического оператора (режим благоприятствования, который ФТС предоставляет наиболее «проверенным» участникам внешней торговли). Поэтому депутаты своими поправками предлагают уточнить суть запретов для ФГУПа: на таможенном рынке не должно быть не только компаний, в которых РОСТЭК участвует напрямую, но и тех, что связаны с ним через третьих лиц. Предложен также запрет на предоставление таким структурам статуса уполномоченного оператора.
ФТС выступила против этой новации. Согласно имеющейся у «Ъ» переписке ведомств, замглавы таможенной службы Татьяна Голендеева в письме в Госдуму настаивает на том, что поправки нельзя будет применить, поскольку понятие об аффилированности еще только вносится в Гражданский кодекс (его новая редакция пока не принята палатой), а нормы Налогового кодекса о взаимозависимости компаний, на которые ссылаются депутаты, в таможенном деле применены быть не могут. Позицию ФТС поддержало государственно-правовое управление (ГПУ) президента, но одновременно не разделило его же экспертное управление. Кроме последнего на стороне депутатов выступили Федеральная антимонопольная служба, Минэкономики (недавно предложившее включить РОСТЭК в план приватизации 2013 года) и Росимущество. В поступившем в Госдуму в пятницу письме главы Росимущества Ольги Дергуновой сообщается, что принятие поправок позволило бы более полно выполнить поручение правительства и соответствующий пункт «дорожной карты» по таможенному администрированию. Росимущество сообщает думцам о том, что направило в ГПУ переформулированные поправки, и отмечает, что согласия с президентскими юристами достичь пока не удалось.
Как сообщил «Ъ» один из авторов поправки, Михаил Брячак, предполагается, что разногласия между ведомствами будут сняты на консультациях в Белом доме, которые должны завершиться до 28 марта. «На случай если этого не случится, у нас уже подготовлено письмо Владимиру Путину о том, что выполнение его указания по удалению РОСТЭКа с таможенного рынка фактически блокируется»,-- сообщил депутат.
«Ъ» продолжит следить за развитием событий.