«Ни для кого не секрет, что с 1 января 2013 года на территории России вступил запрет на оборот бензина марок АИ-80, АИ-92 низкого экологического класса “Евро-2”.Теперь объемы этого топлива из-за запрета в России переправляются в сопредельные государства, в частности, в Казахстан. Через нас - в Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан», — пояснил представитель министерства.
Так российские переработчики нефти избавляются от невостребованных объемов низкокачественного топлива стандарта «Евро-2» путем установления демпинговых цен. «Это вполне понятный ход со стороны российских нефтеперерабатывающих заводов, которые, в свою очередь, решают проблему затоваривания своих складов», — считает Кулмурзин.
Вместе с тем, по словам главы департамента ведомства, ввоз удешевленного российского топлива на рынок Казахстана порождает другую проблему - невостребованность продукции отечественных НПЗ, что ведет в свою очередь, к накоплению запасов у нефтепереработчиков и снижению производства всех видов нефтепродуктов. И, как следствие, уменьшение доли отечественного топлива на внутреннем рынке может привести к росту объемов импорта российского ГСМ.
По данным Миннефти и газа РК, в настоящее время Казахстан импортирует 40% высокооктановых нефтепродуктов с российских НПЗ. В 2012 году общий объем поставок российского топлива на рынок РК составил 1,3 млн. тонн.