Новая стратегия является продолжением проводимого Банком конструктивного, но гибкого подхода к сотрудничеству, в рамках которого на основании политических и экономических контрольных показателей оценивается реальная готовность Беларуси следовать основным принципам ЕБРР, которые она приняла, став членом ЕБРР в 1992 году, сообщили Телеграфу в банке.
В соглашении об учреждении ЕБРР 1991 года перечислены следующие основополагающие принципы: многопартийная демократия, верховенство закона, уважение прав человека и рыночное функционирование экономики.
Гибкий подход позволяет ЕБРР вносить в свою работу коррективы в случае принятия решений, которые могут повлиять на достижение ключевых политических или экономических целей, прописанных в мандате Банка для всех стран операций. Это значит что возможность увеличения объема помощи ЕБРР сверх заявленного в новой стратегии будет зависеть от действий белорусских властей.
В настоящий момент наибольшую часть портфеля Банка в Беларуси составляют проекты в зарождающемся частном секторе страны, дальнейшее развитие которого останется приоритетной задачей ЕБРР на последующие три года, поскольку большинство населения страны по-прежнему занято в государственном секторе, на долю которого приходится более 70% ВВП.
ЕБРР будет предоставлять Беларуси кредиты и участвовать в капитале частных компаний
ЕБРР будет предоставлять финансирование в форме кредитов и путем долевого участия в капитале частных компаний, работающих во всех отраслях экономики, однако особое внимание будет уделяться промышленному производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Наряду с этим ЕБРР будет укреплять посредническое взаимодействие с банками-партнерами и предоставлять им займы с целью дальнейшего кредитования малых и средних предприятий.
В этом году Банк начал реализацию в Беларуси программу финансирования инвестиций в повышение энергоэффективности и развитие возобновляемых источников энергии объемом 50 млн долларов. Финансирование в рамках данной программы будет предоставляться средним промышленным предприятиям и малым предпринимателям через местные банки, удовлетворяющие критерии ЕБРР для кредитных организаций.
Несмотря на то, что предыдущие попытки не увенчались успехом, ЕБРР по-прежнему готов содействовать прозрачной приватизации государственных компаний и банков, как только будет выработана приемлемая стратегия приватизации.
В прошлом году ЕБРР приступил к осуществлению своего первого в Беларуси проекта в сфере охраны окружающей среды, предусматривавшего реконструкцию очистных сооружений в трех городах страны. Кроме того, Банк может рассмотреть вопрос об оказании помощи и другим городам и/или реализации проектов в иных сферах муниципального хозяйства, таких как утилизация твердых отходов, что сможет дать ощутимые положительные результаты как для местных жителей, так и для окружающей среды.
В прошлом году ЕБРР инвестировал в белорусскую экономику 185 млн евро, из которых 107 млн евро были вложены в 12 корпоративных проектов, а 78 млн евро пришлось на торговое финансирование. Как и в период реализации предыдущей стратегии, в течение последующих трех лет ЕБРР не будет предоставлять прямого финансирования государству.