Хабаровск, 14 марта, AmurMedia
Заброшенными цехами завода им. Горького в Хабаровске заинтересовалась иностранная компания «Атчисон». Компания является инвестором завода и заинтересована в приобретении свободных заводских площадей, сообщил корр. ИА AmurMedia заместитель генерального директора по экономике Хабаровского завода судового машиностроения им. Горького Григорий Долгунцев.
Как ранее сообщало агентство, большинство промышленных предприятий Хабаровского края, некогда бывших гигантами региональной экономики, ныне либо оказались заброшенными, либо работают лишь на малую толику своих прежних мощностей. Производственные территории заводом зачастую заняты торговыми центрами, автостоянками и сервисными точками по шиномонтажу. Многие нынешние руководители этих заводов связывают такие итоги с приватизацией, когда предприятия стали акционерными обществами и оказались одни в водовороте рыночной экономики.
— У нас несколько акционеров, в том числе и иностранные. Компания «Атчисон» владеет 20% акций, и их представители заинтересованы в использовании наших свободных мощностей для производства продукции, не относящейся к специальной, — сообщил Григорий Долгунцев.
Как отметил замгендиректора, в годы расцвета на заводе работало около 4,5 тысяч людей. На сегодняшний день количество заводских рабочих насчитывает всего 200-300 человек. Основная часть — это опытные специалисты, которые пришли на Хабсудмаш еще в период его расцвета. Молодое же поколение, как видно, не горит желанием идти работать на завод.
Из 19 цехов предприятия ныне работает всего пять. Среди недействующих на сегодняшний день производственных помещений - цех по производству товаров народного потребления, слесарный цех, котельная.
Котельная прекратила свою работу, когда закрылся слесарный цех, нужды которого она обслуживала. Окна с разбитыми стеклами зияют провалами, по стенам ползут ржавые потеки, стоит разбитое оборудование.
Специализацией завода сейчас являются грузовые лебедки, краны, буксирные лебедки, лебедки для рыбопромысловых судов и плавбаз, для оснащения кораблей ВМФ - специальные лебедки и краны, устройства подачи боеприпасов, водоопреснительные установки для ледокольного флота, парогенераторы для наводных и подводных кораблей.
— Хабсудмаш относится к оборонно-промышленному комплексу. Большая часть производимой продукции специализирована, часть - гражданского потребления. Например, для «Дальспецстроя» мы делаем металлоконструкции для строительства объектов, — сказал Григорий Долгунцев.
От ИА AmurMedia напомним, что, по мнению депутата ЗДХК Евгения Исакова, Хабаровский край имеет хорошие предпосылки для дальнейшего развития. Правда, на это потребуется немало времени. В то же время жители Хабаровского края «поставили крест» на промышленности региона.
Историческая справка:Хабсудмаш был рожден в первой пятилетке, в героических 30-х годах. В годы социализма на территории завода действовало 19 цехов, рабочие мощности которых обеспечивало около 4,5 тысячи человек. Хабсудмаш являлся градообразующим предприятием. В 1934 году рабочие обратились к Алексею Горькому с просьбой назвать завод его именем. Вскоре имя Алексея Горького получил и рабочий поселок.
В период Великой Отечественной войны на заводе производился ремонт и модернизация самолетов И-15, И-16, ИЛ-2, ЯК-7, сборка истребителей ЯК-3. Было организовано массовое производство запалов для гранат Ф-1.
Во время экономических реформ, пришедшихся на 90-е годы прошлого столетия прекратилось централизованное финансирование на ОК и НИР, всех социальных расходов на содержание жилмассива, детских учреждений, разрушился весь комплекс гражданского и оборонного судостроения. Государственное предприятие стало акционерным обществом.
В связи с отсутствием полноценной производственной загрузки на заводе конструкторско-технологические службы совместно с производством перестроились на проектирование и выпуск нетрадиционной продукции: аммиачные конденсаторы для пищевой промышленности, пароводяные и водоводяные обогреватели для ЖКХ, теплообменные аппараты различных модификаций для нужд энергетики, сельскохозяйственное оборудование, поилки для птицефабрик, фигурные ограждения для автомобильных переездов и устройства для обслуживания моста через Амур, металлоизделия, в том числе купола, шатры, своды для строительства православных храмов в городах Хабаровского края.