О том, что АЛРОСА готовится подписать меморандум о сотрудничестве с Sotheby's, «Ъ» рассказал источник, знакомый с ходом переговоров. «Речь идет о дополнительной площадке по реализации крупных и уникальных бриллиантов, огранкой которых занимается филиал АЛРОСА. Предполагается, что Sotheby's также возьмет на себя организацию маркетинга бриллиантов АЛРОСА среди своих клиентов. Это крайне важный для компании имиджевый проект»,-- утверждает он. АЛРОСА, по его словам, особенно заинтересована в маркетинговой поддержке аукционного дома на крупнейшем в мире ювелирном рынке США. Документ может быть подписан в апреле-мае, говорит собеседник «Ъ». Получить комментарий Sotheby's вчера не удалось.
О подготовке документа осведомлен источник «Ъ», близкий к АЛРОСА. По его данным, недавно российская компания провела пробную сделку через ювелирное подразделение Sotheby's, реализовав на его нью-йоркской площадке бриллианты на $500 тыс. «Были проданы два достаточно крупных камня с весьма средними характеристиками»,-- отметил собеседник «Ъ».
«Торги прошли успешно: АЛРОСА получила средств больше, чем ожидала от их самостоятельной продажи»,-- продолжил он, уточнив, что в качестве продавца выступила «дочка» АЛРОСА Arcos USA. Следующую сделку через Sotheby`s АЛРОСА планирует провести в середине года, предложив существенно более дорогие бриллианты.
«Сейчас в работе находятся камни, один весом более 40 карат, а другой — около 60 карат, которые, как предполагается, могут быть реализованы через Sotheby`s»,-- сообщил он «Ъ», уточнив, что в качестве торговой площадки могут выступить Нью-Йорк, Женева либо Гонконг. Источник «Ъ» уточнил, что АЛРОСА также рассматривает возможность продажи своих бриллиантов в виде ювелирных изделий. «Если эксперты Sotheby`s предложат продавать их в оправленном виде, АЛРОСА готова к такой форме продаж»,-- добавил собеседник «Ъ», уточнив, что бриллианты, планируемые к продаже через Sotheby`s, будут сертифицированы Геммологическим институтом Америки (GIA).
Официально в АЛРОСА возможное сотрудничество с Sotheby`s не комментируют. При этом представитель АЛРОСА заявил «Ъ», что компании, «безусловно, интересен премиум-сегмент рынка бриллиантов». «Он является самым быстрорастущим. Это уникальный потребительский сегмент, но он оказывает серьезное влияние на весь рынок. Средний класс, как правило, ориентируется в своих предпочтениях на рынок товаров класса люкс»,-- подчеркнули в АЛРОСА. Отметим, что в прошлом году два крупнейших в мире аукционных дома Sotheby`s и Christie`s побили собственные рекорды на аукционе ювелирных изделий. Так, на осенних торгах Sotheby`s в Женеве 10,48-каратный синий бриллиант Fancy Deep Blue был продан за $10,9 млн, а общий доход от продаж составил почти $193 млн. За рекордную сумму в $21,5 млн на торгах Christie`s был продан и легендарный бриллиант «Эрцгерцог Иосиф», до 1936 года принадлежавший правящей династии Габсбургов.
До сих пор АЛРОСА продавала бриллианты либо своим постоянным клиентам из Бельгии, Израиля, США, Индии и Гонконга, либо на собственных аукционах. Изначально филиал «Бриллианты АЛРОСА» создавался исключительно с маркетинговыми целями — чтобы алмазодобывающая АЛРОСА могла получить независимую информацию о ценах на бриллианты. Поэтому объемы их производства традиционно были небольшими. При этом гранилось в основном дорогое сырье, рентабельное для обработки в России. На сайте АЛРОСА указано, что компания продает бриллианты как оптовым покупателям, так и розничным (в розницу продаются камни, сертифицированные ООО «Центр сертификации драгоценных камней» при экспертной лаборатории МГУ). По предварительным данным, в 2012 году АЛРОСА продала бриллиантов на $100 млн.
Эксперт отраслевого агентства Rough & Polished Сергей Горяинов считает, что при реализации этого проекта АЛРОСА может столкнуться с серьезными трудностями. Он напомнил, что в России законодательно запрещен вывоз из страны уникальных алмазов и бриллиантов. Согласно закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», к категории уникальных могут быть отнесены алмазы массой 50 карат и более, а также алмазы, обладающие уникальными характеристиками. Камни такой категории предназначены к поставкам исключительно в Госфонд РФ. Между тем методика отнесения камней к категории уникальных непрозрачна: в конечном счете решение принимается на уровне экспертов Гохрана, под управлением которого находится Госфонд, пояснил господин Горяинов. «Сейчас относительно легко можно найти на мировом рынке бриллиант весом и в 40, и в 60, и даже в 80 карат, но требуется приложить серьезные усилия, чтобы продать его за хорошую цену. Госфонд как бюджетная организация никогда не сможет предложить рыночную цену за так называемые уникальные бриллианты. Если эта проблема не будет решена, АЛРОСА будет вынуждена работать в сток»,-- уверен эксперт.
Еще одна проблема — как быть с так называемыми именными камнями, продолжает Сергей Горяинов. «Еще с советских времен сложилась практика давать имена алмазам весом более 50 карат, и некоторые из них оказались весьма специфическими. Если проект с Sotheby`s пойдет, АЛРОСА придется подумать о благозвучности и понятности названий своих бриллиантов для западного потребителя»,-- говорит эксперт. Так, найденный в 1968 году алмаз весом 95,03 карата получил название «Чекист», а извлеченный в 1980 году алмаз весом 342,5 карата — «XXVI съезд КПСС». Среди именных алмазов есть также «Старт пятилетки» (154,9 карата), «Ударник комтруда» (138,5 карата) и «Великий почин» (135,15 карата).
Елена Киселева