Вчера стало известно о том, что в 2013 году государство может продать до 83,4% акций ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ). Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с текстом письма главы Минэкономики Андрея Белоусова на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова, направленного в конце февраля. Для приватизации нужно решение президента РФ, отмечают в министерстве, ожидая от сделки поступлений в бюджет до 35 млрд руб.
Глава центра общественных связей аэропорта Шереметьево Анна Захаренкова пояснила «Ъ», что аэропорт уже «идет по пути подготовки процесса приватизации», но ее схема пока не определена. Для этого в конце февраля были выбраны консультанты — Boston Consulting Group и JP Morgan. Компании разработают и подготовят до 29 марта план мероприятий по поэтапному выходу государства из капитала МАШ. Также будет произведена оценка инвестиционной привлекательности аэропорта с учетом конъюнктуры рынка, долгосрочной стратегии развития МАШ до 2020-2030 годов, проанализирована государственная политика управления аэропортами и федеральным имуществом аэродромов. План мероприятий должен быть разработан до 29 марта, а к 30 апреля согласован и утвержден органами управления МАШ и правительством.
Идея приватизации МАШ обнародовалась уже не раз. В 2010 году Минфин и Минэкономики включили аэропорт в предварительный список для приватизации в 2011-2013 годах. Но уже спустя несколько месяцев правительство заговорило о том, что приватизация должна состояться только после того, как будет создана единая управляющая компания для аэропортов московского авиаузла (то есть также Внуково и Домодедово). Варианты слияния разработала «Тройка Диалог», оценив Домодедово в $4,1-5,1 млрд, МАШ — в $1,6-2,4 млрд, Внуково — в $500-700 млн.
В марте 2011 года ситуация снова изменилась. По результатам совещания под руководством Владимира Путина было решено объединить только два аэропорта, подконтрольные государству,-- МАШ и Внуково (Домодедово принадлежит частным собственникам). Тогда Росимуществу в МАШ принадлежало 100% акций (в апреле 2012 года доля была размыта до 83,4% путем присоединения ОАО «Терминал»). Доля государства в ОАО «Аэропорт Внуково» составляет 74,4% и 25% плюс 1 акция в ОАО «Международный аэропорт Внуково».
В июле 2012 года экс-министр транспорта, помощник президента Игорь Левитин предложил консолидировать не только аэропорты, но и аэродромное имущество. Для этого была создана рабочая группа во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Координатором проекта стала АНО «Дирекция московского транспортного узла», созданная в 2011 году правительствами России, Москвы и Московской области. В результате подготовка к консолидации пошла сразу несколькими параллельными путями. В июне 2012 года A.T. Kearney стала консультантом по оценке активов МАШ и Внуково и стратегии их слияния (заказчиками выступили сами аэропорты; работа еще не закончена). В конце декабря 2012 года АНО привлекла нового консультанта по развитию московского авиаузла — консорциум компаний во главе с Vegax Lex. Он призван провести анализ ключевых параметров текущего состояния трех аэропортов МАУ и их дочерних и зависимых обществ на основе отчетности за последние три года. Консультант должен спрогнозировать показатели МАУ до 2030 года и сформулировать предложения «по определению оптимального механизма управления для целей привлечения внебюджетных инвестиций». Завершение первого этапа работ намечено на 15 апреля, окончательные результаты должны быть представлены к 1 июля. Свой собственный пул консультантов в лице «ВТБ Капитала» и Ernst & Young для внутренней консолидации привлекло Внуково.
Кто будет консолидировать результаты работы многочисленных консультантов и формировать единую позицию государства в отношении будущего хотя бы Шереметьево и Внуково, ни одна из сторон процесса объяснить «Ъ» не смогла. Но в письме Андрея Белоусова отмечается, что подготовка материалов по приватизации МАШ «должна учитывать в том числе решения, принятые по созданию московского узла». В самом Шереметьево допускают, что приватизация теперь выйдет на первый план и хотя бы часть госпакета будет продана еще до объединения с Внуково, поскольку высокая долговая нагрузка объединенной компании может снизить ее привлекательность для инвесторов. По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, потенциальный покупатель МАШ в любом случае потребует ясности с дальнейшей судьбой аэропорта, в частности, в отношении слияния с Внуково. Глава совета директоров и совладелец Внуково Виталий Ванцев рассчитывает, что «ясность по всем процессам» наступит к середине мая.