Стоит ли ждать наплыва дешевых iPhone'ов, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.
По сути, ради российского потребителя Apple придется поменять свою стандартную бизнес-модель, по которой она работает по всему миру. Вместо сотовых операторов первичными дистрибьюторами iPhone'ов в России станут торговые сети. «Яблочные» смартфоны будут поступать на прилавки отечественных магазинов с фирменного склада компании Apple-Rus — местной «дочки» американской корпорации. Для потребителей это означает, что в первые месяцы после релиза новинки ее больше не придется заказывать втридорога из-за рубежа, объясняет аналитик по телекоммуникационному сектору ФК «Открытие Капитал» Александр Венгранович.
«Очень большая доля поставок была “серой”. У реселлеров цены были гораздо выше, так как там несколько этапов перепродажи, все забирали свою маржу. Раньше это не настолько было важно для них, потому что объем рынка был не очень большой. Сейчас мы видим, что из-за того, что российский рынок становится всё более и более значимым, “проникновение” смартфонов растет. И устройств Apple в России все больше и больше: у нас уже несколько миллионов пользователей iPhone'ов», — рассказывает Венгранович.
По факту более половины официальных iPhone'ов уже продаются через сети цифровых магазинов, отмечают эксперты, мобильные операторы не смогли обеспечить Apple обещанных объемов продаж. Смена дистрибьюторской модели, возможно, позволит компании нарастить продажи своих смартфонов в России, но широкому потребителю эта электроника будет по-прежнему недоступна. Дело не в наценках посредников, а в высокой себестоимости «яблочных» телефонов, говорит аналитик по потребительскому сектору УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
«Для большинства операторов в России это направление было не особенно маржинальным, доля компании пока остается весьма небольшой по сравнению с теми позициями, которые занимают конкуренты. Вряд ли можно предполагать, что будет какой-то стремительный рост, пока есть целый ряд объективных факторов, которые не способствуют массовому распространению продукции Apple. Прежде всего это ценовой фактор», — поясняет Клягин.
Тем не менее, именно в России битва за рядового покупателя для Apple становится передовым направлением. Торговые сети обеспечат крайне высокий уровень ценовой конкуренции, поэтому российских потребителей ждет масса привлекательных предложений, уверен издатель Digital Media Павел Синяков.
«Самое главное, чтобы было больше игроков на этом рынке. Если сетей будет больше, то они будут между собой конкурировать, будут как минимум какие-то скидки, акции и так далее. Если Apple с iPhone'ами придет в розницу, появится некое вменяемое российское представительство, которое будет действительно регулировать рынок и будет заинтересовано в рынке. Конечно, цены упадут, будет интереснее покупать продукты Apple в России в целом, а не только iPhone'ы», — предрекает Синяков.
По самым оптимистичным оценкам, подешевевшие iPhone'ы наводнят российский рынок уже через пару месяцев. Более осторожные эксперты говорят, что прямые поставки начнутся не ранее следующего года.