Не выдерживая конкуренции с пиратскими интернет-ресурсами, московские торговцы контрафактными дисками сокращают обороты: в 2010-2011 гг. в каждой московской торговой точке продавалось 50-70 дисков, в 2012 г. - около 30, подсчитала антипиратская ассоциация «Русский щит». Сократилось и количество самих точек: в начале 2011 г. их было в Москве 1600-2000, сейчас осталось около 800. По данным «Русского щита», рынок пиратских дисков сокращается и в денежном выражении: в начале 2011 г. его ежемесячный объем составлял в среднем 144-168 млн руб., а в 2012 г. - 108-144 млн руб.
Половина точек, работающих с контрафактными медианосителями, торгует в основном нелегальным ПО, у остальных ассортимент складывается из аудиодисков, игр для приставок, а в первую очередь - из видеодисков Blu-ray (в этом формате записываются фильмы высокого разрешения, HD), рассказывает президент «Русского щита» Юрий Злобин. Их продажи в отличие от всего остального контрафактного видеотовара и не думают падать: два-три года назад доля Blu-ray дисков в незаконном обороте медианосителей составляла менее 50%, а в 2012 г. в торговых точках со смешанным ассортиментом на них приходилось 70-80% продаж в натуральном выражении, оценивает Злобин.
Скачивать HD-видео через интернет долго, к тому же на пиратских сайтах нелегко найти качественные копии фильмов, а покупатели HD-телевизоров - люди с высокими доходами, которые обычно жалеют время на розыски в интернете, объясняет Злобин мотивы людей, покупающих пиратские диски Blu-ray. К тому же смотреть HD-видео на маленьком компьютерном экране неинтересно, а как подключить компьютер к широкоэкранному телевизору или скачать видео на Blu-ray диск, понимают не все, добавляет он.
В денежном выражении российский рынок Blu-ray дисков мог составлять в 2012 г. около $50 млн, предполагает президент кинокомпании «А-медиа» Александр Акопов. Долю контрафакта в общих продажах дисков он оценивает в 50-60%, в формате Blu-ray она может быть выше, считает он. HDTV и видео набирают популярность, при этом противостояние правообладателей и пиратов перемещается из физической розницы в интернет, признает Акопов. Для самой «Амедиа» Blu-ray диски не самый широкий и не самый прибыльный канал продаж, добавляет он.
На Blu-ray диски приходится около 40% продаж видеоносителей в России в штуках, на стандартные DVD - 60%, считает руководитель направления развлечений сети Media Markt Евгений Рогачевский. По отдельным фильмам доля Blu-ray уже достигает 50-60%, добавляет он. Популярность Blu-ray растет одновременно со снижением стоимости дисков и проигрывателей для них - часто новинки можно уже купить по цене обычных DVD, рассказывает Рогачевский. По его словам, популярности Blu-ray способствуют также рост числа фильмов в 3D и наличие возможности смотреть фильмы в этом формате в современных игровых приставках. Но развитию лицензионного рынка Blu-ray в России пока мешает пиратская продукция, доля которой составляет, по разным оценкам, 80-90%, сожалеет Рогачевский.
Для легальной розницы Blu-ray диски не представляют особого интереса - их покупают в основном любители редких фильмов, которые трудно найти и скачать в интернете, и молодые мамы, покупающие мультфильмы для детей, рассказывает председатель совета директоров группы компаний «Союз» Александр Менн. А вот пираты чувствуют себя комфортно в этом сегменте, констатирует он. Невысокие цены, низкие ставки аренды торговых площадей, ослабление внимания правоохранительных органов к физической рознице и, следовательно, снижение административных издержек позволяют им поддерживать рентабельность на уровне 500%, отмечает Менн.