Это необходимо, для того чтобы водители могли без пробок перемещаться между районами, разделенными железной дорогой. На решение этой проблемы Москва потратит около 10 млрд руб. Еще 16 железнодорожных переездов построят в Подмосковье, для чего потребуется 60 млрд руб. из федерального бюджета.
Мэр Москвы Сергей Собянин и президент ОАО РЖД Владимир Якунин подписали соглашение о строительстве новых десяти бессветофорных переездов (путепроводов или тоннелей) на пересечении автодорог и железнодорожных путей. Они должны прийти на смену существующим перекресткам со шлагбаумами. Программа рассчитана до 2017 года.
В частности, в 2014 году новый путепровод появится около станции Переделкино; в 2015 году — около улиц Родниковая, Производственная (район Ново-Переделкино), Южнопортовая (Нагатино), в районе станций Нижние Котлы (Нагатино-Садовники), Щербинка, Кокошкино, Крекшино и Рассудово. В 2016 году планируется организовать новый переезд у станции Перерва (Печатники), в 2017 году — в Сходненском тупике (Тушино). Отдельным решением правительство РФ определит срок постройки переезда во Внуково.
Напомним, что одна из основных проблем в Москве — большое количество железнодорожных путей, разделяющих соседние районы. С приходом Сергея Собянина на пост мэра власти сконцентрировали усилия на ликвидации пробок, развивая в том числе связки между районами. Кроме того, мэрия столицы хочет увеличить количество электричек, для чего нужно исключить пересечение железных и автомобильных дорог на одном уровне.
В рамках соглашения РЖД займется разработкой проектов и выносом коммуникаций, а также корректировкой графика движения поездов для строительства. Правительство Москвы, в свою очередь, будет утверждать проекты и строить путепроводы за счет городского бюджета. Стоимость всего проекта составит ориентировочно 10 млрд руб.
Одновременно с Москвой собственные переезды строит и Московская область, где проблема пересечения трасс с железной дорогой стоит даже острее, чем в Москве: из-за плотного движения поездов подмосковные дороги закрыты в среднем 8-10 часов в сутки, из-за чего образуются серьезные пробки.
Еще в сентябре 2012 года губернатор Подмосковья Сергей Шойгу докладывал премьеру Дмитрию Медведеву о том, что для строительства 18 новых переездов (тоннелей или путепроводов) нужно 60 млрд руб. из федерального бюджета. А уже с приходом и. о. губернатора Андрея Воробьева была утверждена программа реконструкции 16 переездов на семи направлениях до 2017 года. Самая масштабная реконструкция ждет Савеловское направление железной дороги (будет переделано четыре переезда, из них три — в Долгопрудном) и Горьковское (три переезда).
«О необходимости таких мер говорили уже очень давно. Реконструкция переездов и появление новых связок между районами — более эффективные меры, чем крайне затратное расширение вылетных магистралей,— заявил “Ъ” директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.— Другой вопрос, что городу нужно не меньше 40 таких объектов, но, вероятно, Москва будет решать этот вопрос постепенно».
Он отметил, что тоннель под железной дорогой рыть легче, поскольку постройка путепровода всегда сопряжена с высвобождением земель и вопросами собственности. «В Москве эти проблемы решаются обычно очень сложно»,— добавил господин Блинкин.
Иван Буранов