Основной инвестор программы — компания НОВАТЭК — рассматривает Японию как одного из наиболее вероятных партнеров для сотрудничества. О своем желании участвовать в проекте заявляли также компании из Индии, Катара и Китая.
«Ямал СПГ» станет первым в мире заводом такого класса, который будет построен в условиях Крайнего Севера. Уникальность проекта подкреплена выгодными экономическими условиями, говорит аналитик по нефти и газу Sberbank CIB Валерий Нестеров:
«Проект пользуется серьезной государственной поддержкой. У него высокие шансы на реализацию. Проект обеспечен на многие годы огромными ресурсами. Может привлекаться свыше триллиона кубометров газа. При этом “Ямал” не требует строительства длинных газопроводов. В общем, имеет ряд преимуществ, в частности, обещает Японии дополнительный источник поставок газа, усиливающий энергетическую безопасность страны».
После аварии на атомной электростанции «Фукусима» в марте 2011 г. вопрос безопасности встал для японцев на первое место. Кстати, сразу же после катастрофы Россия отправила несколько танкеров со сжиженным газом своему соседу. В дальнейшем интерес японцев к этому энергоносителю стал только возрастать, замечает Валерий Нестеров:
«Поскольку СПГ используется в первую очередь в энергетике, Япония увеличила закупки этого топлива. Они выросли до 107 млрд кубометров по сравнению с 95 млрд в 2010 г. Началось постепенное сворачивание атомной энергетики. Открылись дополнительные возможности для импорта топлива, замещающего атом - СПГ».
Япония — мировой лидер по закупкам СПГ. Из 20 мировых экспортеров СПГ Япония сотрудничает с 19. При этом страна стремится максимально диверсифицировать источники поставок. Немаловажную роль играет и местоположение энергоисточника. В данном случае географическая позиция Ямала весьма выгодна. А с вводом Севморпути задача упростится в разы, говорит аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов:
«Северный морской путь постепенно обретает свои прежние очертания, по нему уже везутся грузы. Наладить поставку СПГ в газовозах в Японию можно достаточно быстро и оперативно. Соответственно за счет работающего Севморпути будет нетрудно доставить продукцию на японские острова».
Российский Газпром уже доказал, что успешная транспортировка возможна. В ноябре 2012 г. он провел пробную перевозку танкеров из Норвегии в Японию. «Ямал — СПГ» — новый этап в развитии взаимного сотрудничества, подчеркивают эксперты. У России и Японии уже долгий опыт партнерства в нефтегазовой сфере, напоминает аналитик рынка нефти и газа компании «Арбат Капитал» Михаил Субботин:
«Два с половиной года назад он был достроен и вопреки кризису вышел на проектную мощность. Завод продемонстрировал, что на самом деле серьезные экономические проекты, как волнорезы, идут поперек течения».
В настоящий момент переговоры ведутся с китайскими, индийскими, южнокорейскими компаниями. Однако эксперты сходятся во мнении, что именно у японских компаний есть все шансы стать новым партнером НОВАТЭКа. Выгоды как для одной, так и для другой стороны очевидны.
Компания «Ямал СПГ» была основана в 2005 г. для разработки месторождения на севере Западной Сибири. В проект также входит создание завода по сжижению газа, морского порта в поселке Сабетта и строительство танкерного флота ледового класса. Запасы природного газа составляют 1,3 трл кубометров.
В октябре 2011 года в проект вошла французская нефтегазовая компания Total, купившая 20 % «Ямал СПГ». У группы НОВАТЭК 80 % акций (51 % принадлежит НОВАТЭКу, 29 % — его «дочке» «НОВАТЭК Северо-Запад»).