Корпорация «Металлы Восточной Сибири» (МВС, входит в группу «Метрополь» Михаила Слипенчука) заключила соглашение о разработке Озерного цинково-свинцового месторождения в Бурятии с китайской компанией China Nonferrous Metal Industry's Foreign Engineering and Construction Co., Ltd. (NFC) и китайским госбанком China Development Bank (CDB). Об этом вчера сообщила МВС. Компании должны создать СП для разработки месторождения и строительства ГОКа мощностью 8 млн тонн руды в год, инвестиции в проект оцениваются в сумму до $1,5 млрд, которые может предоставить CDB. NFC получит 50% в СП, МВС заключит с ней контракт на управление проектированием, закупками и строительством Озерного ГОКа и контракт на поставки товарной продукции с него. Переговоры между партнерами длились два года, говорится в сообщении МВС.
Запасы Озерного месторождения по JORC — 157 млн тонн руды, содержание металлов — 5,2% цинка и 1% свинца, также присутствует серебро (4,5 тыс. тонн). При выходе на проектную мощность Озерный ГОК должен производить 740 тыс. тонн цинкового и 110 тыс. тонн свинцового концентрата в год. «Метрополь» приобрел лицензию на Озерное в 2004 году. С октября 2010 года на месторождении началась добыча 1 млн тонн руды в год, первоначально предполагалось, что на полную мощность ГОК выйдет в 2013 году, однако МВС до недавнего времени не могла найти партнеров для финансирования проекта. Сейчас крупнейший производитель цинка в России — УГМК, которая по итогам 2012 года произвела около 250 тыс. тонн этого металла.
Подробности реализации проекта в сообщении не раскрываются. Гендиректор МВС Илья Охтырский вчера был недоступен для комментариев, в пресс-службе компании не ответили на запрос «Ъ». Связаться с представителями NFC не удалось. Осведомленный источник «Ъ» заметил, что «Метрополь» вложил в различные проекты на территории Бурятии около $200 млн, но сколько из этих средств пошло на Озерный проект, уточнить не смог.
Предполагается, что транспортировка продукции Озерного ГОКа может осуществляться по железной дороге — в «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» записано строительство ветки Могзон--Озерное, которая станет частью проекта соединения БАМа и Транссиба. Ее строительство оценивалось в 2010 году в 32 млрд руб., финансировать ее должны бюджет, РЖД и частные инвесторы, сдача была запланирована в 2015 году. Представитель РЖД вчера ограничился замечанием, что «вопрос финансирования транспортной стратегии открыт».
Старший аналитик «Велес Капитала» Айрат Халиков напоминает, что МВС начала заниматься проектом Озерного ГОКа с 2007 года, но с тех пор конъюнктура рынка сильно поменялась, и себестоимость производства цинкового концентрата у МВС может оказаться выше мировых цен (трехмесячные контракты на LME сейчас — $22,7 тыс. за тонну). Последние полтора года цены на цинк колеблются в одних и тех же пределах, не показывая тенденции к повышению, указывает аналитик. «Возможно, это связано с тем, что Китай, став крупнейшим мировым производителем и потребителем цинка, начал формировать цены, установив их на приемлемом для себя уровне»,-- говорит господин Халиков. К тому же, добавляет он, цинк, в отличие от алюминия и меди, практически не используется как финансовый инструмент, поэтому цены на него куда менее волатильны. По мнению господина Халикова, NFC логично заходить в проект Озерного ГОКа на территории России исходя из того, что китайские власти сейчас пытаются сдержать рост промышленности в стране на фоне ухудшающейся экологической обстановки.