Несколько лет назад профессор лингвистики Антонелла Сораче встречалась с сотрудниками франкфуртского подразделения Европейского центрального банка, чтобы рассказать о своих исследованиях в области билингвизма, т. е. о владении и пользовании сразу двумя языками. В беседах с многонациональным коллективом банка ее больше всего поразило, что сотрудники беспокоились о своем главном семейном активе, о детях. «Они сомневались в том, что многоязычная среда пойдет их отпрыскам на пользу, и боялись, что дети не научатся хорошо читать и писать ни на одном языке. Для меня эти разговоры были конструктивны и познавательны с научной точки зрения», - рассказывает Сораче. Сама она родом из Италии, а работает в Эдинбургском университете в Великобритании.
Сораче успокоила встревоженных родителей, рассказав им о результатах своих исследований. Ее изыскания показали, что изучение иностранного языка полезно не только с практической точки зрения. Владение другим языком не просто дает человеку новые возможности для общения. Оно развивает познавательные способности мозга. Главный вывод, который Сораче хотела бы адресовать представителям бизнеса, таков: «Нанимайте больше сотрудников со знанием иностранных языков, так как эти люди обладают лучшими коммуникативными навыками, лучше чувствуют другие культуры, быстрее налаживают сотрудничество, хорошо ведут переговоры и легче находят компромисс. Их мозг работает эффективнее».
Многие международные компании сознают, насколько важно знание иностранных языков для их сотрудников.
В компании Unilever, по словам ее представителя, на двух языках говорят 80 из 100 ведущих топ-менеджеров компании. Международный Standard Chartered Bank набирает на свою тренинговую программу для выпускников только кандидатов, владеющих иностранным языком.
«В будущем компании станут еще больше ценить разносторонние навыки полиглотов и еще чаще ими пользоваться», - отмечает Лоренс Моннери, один из руководителей международной хедхантинговой компании Egon Zehnder. «Восприимчивость к чужим культурам способствует появлению лидеров более высокого полета», - добавляет он. «Действительно ли полиглоты становятся лучшими менеджерами? Похоже, правильным ответом на это будет однозначное «да», - говорит Энн Франк, гендиректор британского королевского Института управления.
Меньше внимания знанию иностранных языков уделяют в компаниях, где ведущим языком является английский. Здесь считается, что английский - международный язык бизнеса, а значит, незачем учить другие языки. Ученые считают такой подход неверным.
Впрочем, проблема малых вложений в изучение иностранных языков стоит остро не только в Великобритании, но и во всей Европе. В докладе, выпущенном Еврокомиссией в 2006 г., отмечается, что 11% малых и средних компаний в Европе пострадало от незнания иностранных языков. После неудачных переговоров они не смогли заключить контракты.
Профессор Сораче утверждает, что новые когнитивные способности развиваются только у тех, кто на хорошем уровне овладевает вторым языком. Однако если уровень преподавания языка в учебном заведении оставляет желать лучшего, то когнитивные способности у студентов не развиваются. Ричард Харди, руководитель лондонского подразделения швейцарского банка UBS, говорит, что раньше банк размещал на своем сайте информацию о поиске сотрудников со знанием иностранных языков. Но кандидаты, приходившие на собеседование, так плохо говорили на других языках, что заявку с сайта пришлось убрать.
У международных компаний есть большое преимущество перед малым бизнесом: они могут нанимать сотрудников-полиглотов по всему миру и в полной мере использовать знания и навыки работников, владеющих иностранными языками. Уил Доукинс из хедхантинговой компании Spencer Stuart, рассказывает, что «большинство продвинутых компаний ищут топ-менеджеров, которые не просто владеют несколькими языками, но уже вели какие-либо проекты на другом языке и готовы предъявить результаты работы».
FT, 14.03.2013, Мария Подцероб