О том, что предложенный Минфином механизм компенсации банковских рисков, связанных с повышением страхового возмещения по вкладам до 1 млн руб., уже не поддерживается Агентством по страхованию вкладов (АСВ), в пятницу заявил генеральный директор АСВ Юрий Исаев. «Предложенная Минфином система не является идеальной,-- сообщил он.-- Надуманно привязывать повышающие коэффициенты к уровню ставок, это попытка подменить реальную стратегию развития системы страхования вкладов решением сиюминутных задач. Мне не хотелось бы на это размениваться».
Повысить страховую сумму по банковским вкладам до 1 млн руб. предложил в середине прошлого года бывший директор АСВ Александр Турбанов (25 декабря его на этом посту сменил Юрий Исаев). Однако в ходе разработки законопроекта, реализующего эту идею, было решено также реформировать и систему взносов в Фонд страхования вкладов (ФСВ). Сейчас ставка отчислений в него является единой для всех банков и составляет 0,1% от объема вкладов, согласно законопроекту, ставку предлагается сделать дифференцированной.
Согласно проекту, если банк предлагает ставки по депозитам, превышающие среднее арифметическое максимальных ставок банков, на которые приходится две трети вкладов, на 2 процентных пункта, то его взносы в ФСВ увеличиваются на 40%; если на 3 процентных пункта и более — на 200%. Цель введения дифференцированных взносов ставок в ФСВ для банков — компенсация рисков перетока вкладов в банки, ведущие излишне агрессивную политику и предлагающие повышенные ставки.
Сторонником такого подхода был президент Сбербанка Герман Греф. Против этой идеи выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По мнению ФАС, такой подход ставит банки в неравное положение и может привести к ограничению конкуренции. В антимонопольном ведомстве считали более логичной привязку ставки отчисления взносов в ФСВ к экономическому положению банка (см. «Ъ» от 18 декабря), оценивая последнее, в частности, по соблюдению им основных обязательных нормативов (достаточности капитала и ликвидности, см. «Ъ» от 6 февраля). Теперь к этому мнению присоединилось и Агентство по страхованию вкладов — управляющий фондом. Следуя логике закона о страховании вкладов, указал господин Исаев, установить повышенные коэффициенты отчислений в ФСВ следует для тех игроков, которые неоднократно в течение определенного промежутка времени допускают нарушения обязательных нормативов или получают какие-либо предписания ЦБ. По его словам, более конкретные предложения агентство предоставит в течение двух-трех недель.
При этом и с повышением страхового возмещения уже можно не спешить, считает господин Исаев. «У меня нет внутреннего ощущения, что сейчас размер страхового покрытия нужно повышать до 1 млн руб.»,-- заявил он в пятницу. По словам источников «Ъ», близких к правительству, АСВ сменило свою позицию после проведенного в начале марта правительственного совещания. «Против принятия закона в нынешнем виде выступили государственно-правовое и экспертное управления президента, которые прислали отрицательные отзывы на проект,-- рассказал собеседник “Ъ”.-- В целом их доводы повторяли аргументы антимонопольной службы, и по итогам совещания было дано поручение Минфину прислушаться к критике и доработать проект». «Конечно, нужно дождаться более конкретных предложений АСВ,-- говорит начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева,-- но предварительно могу сказать, что такой подход более логичен».
Увязка ставок отчислений банков в ФСВ с экономическим положением банков — один из принципов международной ассоциации страховщиков, и в целом стремление к полному соответствию им правильно, указывает собеседник «Ъ», близкий к Банку России. Однако, продолжает он, не стоит забывать: чтобы такая увязка эффективно работала, необходимо сначала усовершенствовать как минимум правовую базу — хотя бы в части повышения достоверности отчетности банков. «Пока этого нет, использование оценок экономического положения банков для установления размеров отчислений в ФСФ вряд ли оправданно, ведь фактически санкции (а повышение ставки отчислений можно считать санкцией) коснутся тех, кто добросовестно отражает в отчетности свое экономическое положение»,-- заключает собеседник «Ъ».
«Я исхожу из того, что мы не сможем создать ничего реально работающего в этой области, если мы не доверяем той отчетности, которую предоставляют банки,-- считает Юрий Исаев.-- На самом деле это тупиковый путь. Я готов согласиться с мнением, что у нас не слишком прозрачная отчетность, поэтому мы не можем ввести такую систему, как в США или Канаде, где работает многофакторная модель, учитывающая различные рейтинги, мотивированное суждение регулятора и еще много факторов. Но если не замахиваться на такие научные высоты, можно задуматься о том, что сделали товарищи в экономиках, похожих на нашу: есть базовая ставка, а есть дополнительные коэффициенты, которые за нарушение нормативов увеличивают ставку в фонд страхования».
Банкиры рады возможности сохранить ставки по депозитам на высоком уровне. «Крупным розничным банкам такой подход (с привязкой отчислений в ФСВ к нормативам.-- »Ъ") был бы намного выгоднее, чем прежний вариант,-- говорит заместитель председателя правления ХКФ-банка Владимир Гасяк.-- Такие банки, как правило, имеют возможность предлагать высокие ставки по депозитам и практически не нарушают нормативов". «Такой подход, конечно, выгоднее, однако вызывает вопросы,-- добавляет член правления банка “Траст” Григорий Варцибасов.-- Ведь по большому счету, если банк нарушает нормативы, у него надо лицензию отзывать, а не запрещать высокий доход по депозитам». «Наша позиция по этому вопросу не изменилась,-- рассказала “Ъ” зампред Сбербанка Белла Златкис.-- Ставка взносов в фонд должна быть привязана к рискам, которые несет банк. Завышенные ставки по депозитам — объективный показатель, наглядно показывающий, насколько рискованной политики придерживается банк».