Антимонопольная служба возбудила дело по факту нарушения «Мегафоном» закона «О рекламе»: оператор организовал рассылку sms-рекламы своего сервиса «Видео «Вы очевидец», не получив согласия на получение рекламы ни от своих абонентов, ни от чужих. ФАС регулярно расследует случаи несанкционированной рассылки рекламы операторами и их контрагентами, но эта ситуация особая: «Мегафон» нарушил законодательный запрет рассылать рекламные сообщения в автоматическом режиме, объяснила «Ведомостям» заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Ирина Василенкова. Абонент «Мегафона», на счете которого заканчиваются средства, может не звонить нужному человеку сам, а попросить его перезвонить, инициировав отправку ему USSD-сообщения «Позвони мне». Но информационная система оператора автоматически дополняла это сообщение рекламным «хвостом», что нарушает закон, объясняет Василенкова. Теперь «Мегафону» грозит 100 000-500 000 руб. штрафа.
«Мегафон» не согласен с квалификацией USSD-запросов как автоматизированных рассылок, говорит сотрудник его пресс-службы. Закон «О рекламе» запрещает автоматический выбор получателя рекламы и автоматический набор номера получателя. В данном же случае получателя, которому может быть доставлена реклама, выбирает сам оператор, а его номер набирает абонент - значит, процедура выбора получателя рекламы не может считаться автоматической, делает вывод представитель «Мегафона». А рекламную информацию оператор добавляет в USSD-запросы только абонентам, письменно согласившимся получать рекламу, заверяет он. Когда «Мегафон» получит мотивировочную часть решения ФАС, то подумает о его оспаривании, добавляет его представитель.
Абоненты «Вымпелкома» получают рекламу, только если выразят согласие, утверждает его пресс-секретарь Анна Айбашева. Оператор информирует их о новых продуктах и услугах в sms и USSD-«хвостах», но сам, а не автоматически, добавляет она. Так же обстоит дело с МТС, говорит ее представитель, причем клиент всегда может отписаться от рассылок.
Sms-реклама намного эффективнее, например, рекламы в интернете, утверждает гендиректор специализирующейся на мобильной рекламе компании OTM Дмитрий Лазарев: людей, просмотревших рекламную ссылку на телефоне, в 8-10 раз больше, чем просмотревших баннер в интернете.