В феврале 2013 г. в России было продано 210 666 легковых и легких коммерческих автомобилей, на 2% больше, чем в том же месяце прошлого года, отчитался комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Месяц назад, по итогам января, рост к прошлому году составлял 5%.
В феврале продолжалась начавшаяся несколько месяцев назад тенденция стабилизации автомобильного рынка, отмечает председатель комитета автопроизводителей Йорг Шрайбер (его слова приведены в сообщении АЕБ).
«Такая относительная стабильность является новой ситуацией для традиционно очень динамичного автомобильного рынка России», — отмечает он. «В феврале мы получили дополнительное подтверждение, что рынок стагнирует», — считает директор дилерского центра «Ford Авилон» Александр Тельнов.
Действительно, увеличивать продажи удается не всем. Например, продажи марки Nissan в феврале сократились по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 8% до 13 126 автомобилей, Toyota — на 26% до 8337 автомобилей, продажи Ford — на 23% до 7051 автомобиля, Mazda — на 18% до 3442 машин.
Спрос на автомашины сейчас поддерживается скидками и специальными предложениями, которые делают и импортеры, и дилеры, продолжающие распродажу автомобилей 2012 года, называет одну из причин падения Виталий Корнеев, директор по развитию информационного ресурса autoi.ru (собирает информацию о наличии автомобилей у официальных дилеров). Покупатели, продолжает он, переключаются на те марки, у которых еще остались автомобили по специальным ценам. Например, найти самые востребованные модели Nissan прошлого модельного года с дисконтом уже сложно, Toyota в принципе не делала больших скидок, так как у нее не было больших складов с прошлого года, приводит примеры Корнеев.
Продажи марки Volkswagen, топовые модели которой можно найти по спецпредложениям с дисконтом в 10-12% к обычной цене, выросли за февраль, по данным АЕБ, на 10%.
Рост показали марки премиум-сегмента, бренды, которые вывели на рынок новинки в конце прошлого года либо в начале этого, а также дилеры, которые вели агрессивную ценовую или маркетинговую политику, перечисляет Тельнов.
Сейчас с учетом всех акций при покупке некоторых автомобилей покупатель может получить выгоду до 20%, подсчитал Корнеев. Последний раз такая ситуация наблюдалась в начале 2009 г. — в разгар кризиса на автомобильном рынке, вспоминает он.
Но есть и отличия: склады дилеров не затоварены, большую часть стоков импортеры и дилеры уже распродали и оставшихся машин 2012 г. хватит еще на месяц-полтора, считает он. В 2009 г. от «зависших» автомобилей дилеры избавлялись до середины лета. Распродажи можно считать завершенными, когда реализовано не менее 80% стоков, объясняет Корнеев, а остальной объем может продаваться до конца года, это нормальная ситуация.
В марте же, по завершении распродаж, можно ожидать даже небольшого снижения продаж — дилеры пока не понимают, как будут продавать автомобили по цене на 7-8% выше, чем сейчас, говорит он.
Бренды, которые предложат новые продукты, покажут незначительный рост, а те, кто будет делать агрессивные ценовые предложения, смогут расти двузначными темпами, уверен Тельнов.
Директор розничного подразделения группы «Рольф» Татьяна Луковецкая надеется, что, хотя темпы роста и будут снижаться, рынок останется в плюсе, и советует привыкать к новой динамике, которая давно стала нормой для западных рынков. О стабильном состоянии рынка, по ее мнению, свидетельствует то, что объем февральских продаж легковых автомобилей почти на треть выше январских: 210 666 против 162 077 машин.