Провалив 18 марта закон о единовременном налоге на банковские депозиты, парламент Кипра отсрочил принятие национального антикризисного плана на неделю. За эту отсрочку страна заплатила очень дорого: парализованная банковская систем и заканчивающиеся запасы горючего, очереди у банкоматов и бензоколонок — это лишь верхушка того айсберга, который уже готов пустить на финансовое дно некогда процветающий офшорный остров.
Новый национальны антикризисный план будет рассмотрен сегодня на очередном экстренном заседание Еврогруппы в Брюсселе. Если его одобрят министры финансов 17 стран зоны евро, ЕЦБ и МВФ, Никосия получит пакет международной финансовой помощи объемом до 10 млрд евро. Если проект не удовлетворит Еврогруппу, на его модификацию останется один день. Ко вторнику истечет срок ультиматума, который Кипру выдвинул Европейский центробанк: если Никосия не примет свою программу, банк перестанет снабжать республику ликвидностью, что будет означать окончательный крах финансовой системы. В этом случае в ближайшее время может быть созван саммит глав государств и правительств зоны евро, который будет принимать уже политическое решение: можно ли допустить прецедент дефолта одной из стран еврозоны с ее последующим выходом из сообщества.
Впрочем, все позиции нового плана согласовывались с находящейся на Кипре экспертной миссией «тройки» международных кредиторов /Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ/, и их одобрение дает надежду, что эти меры будут утверждены.
В преддверии этой встречи интересно сравнить первый и второй антикризисные планы Кипра, чтобы почувствовать разницу, которой смог «добиться» парламент страны.
Первый проект для Кипра, который согласовала Еврогруппа 16 марта, заключался в сборе единовременного налога в размере 6,75 про на депозиты менее 100 тыс евро и 9,9 на депозиты более 100 тыс евро. Это должно было позволить Кипру собрать 5,8 млрд евро собственных средств и получить антикризисную помощь от МВФ и европейского стабфонда в размере 10 млрд евро, которая пошла бы на рекапитализацию банковской системы, предусматривающую спасение всех финансовых институтов Кипра. Дополнительным условием международных кредиторов стало введение налога на доходы от банковских вкладов, повышение налога на прибыль корпораций с 10 до 12,5 проц и, наконец, ужесточении законодательства по борьбе с отмыванием денег.
Теперь за те же 10 млрд евро международной помощи Кипру придется платить по гораздо более сложной схеме, которую парламент островного государства одобрил поздно вечером в пятницу в виде нескольких блоков законов.
Первым пунктом этого плана стало создание так называемого Национального фонда солидарности.
За это депутаты проголосовали единогласно. Предполагается, что в нем будут аккумулированы государственные и церковные активы, добровольные пожертвований граждан и компаний, включая иностранные. Фонд солидарности, по заявлению минфина, должен кредитовать или помогать стабилизации кредитных учреждений, способствовать их капитализации и рекапитализации, содействовать финансированию республики. В этих целях он произведет эмиссию ценных бумаг. В законопроекте прописано, что «доходы предполагается получить от месторождений углеводородов, от размещения акций или облигаций фонда, управления, приобретения и размещения ценных бумаг, взносов и пожертвований любой компании и частных лиц, а также других источников или законной деятельности».
Первоначально планировалось, что в фонд будут переданы также пенсионные и социальные фонды компаний и предприятий страны. Однако от этой идеи кипрским властям пришлось отказаться из-за резкого противодействия Еврогруппы, в частности, Германии, которая считает, что подобная мера поставит под удар социальные гарантии граждан республики.
Второе положение документа — введение чрезвычайно жестких ограничений на вывоз и движение капиталов.
За введение «временных ограничений на банковские операции в условиях чрезвычайных ситуаций с целью предотвращения вывода капиталов за рубеж» депутаты парламента также высказались единогласно.
Этот проект имеет особое значение в связи с тем, что если Еврогруппа все утвердит, то во вторник — 26 марта на Кипре после десятидневного перерыва откроются банки. Как поведут себя инвесторы и вкладчики, счета которых были фактически блокированы все это время, за исключением возможности снятия мелких сумм в банкоматах — предсказать нетрудно.
Включенные в законопроект более десятка мер предусматривают ограничение на снятие наличности, запрет на досрочное расторжение соглашений о вкладах, обязательную реструктуризацию сроков погашения истекающих по времени срочных депозитов, запрет или ограничение на открытие новых счетов, преобразование депозитов на текущих счетах/вкладах в срочные вклады, запрет или ограничения по безналичным операциям, ограничение на использование дебетовых, кредитных и предоплаченных карт, запрет или ограничения на обналичивание чеков, ограничения на межбанковские операции или операции в рамках одного кредитного учреждения, ограничение по операциям клиентов с государственными учреждениями, ограничения на движение капиталов, платежи и переводы. Помимо этого закон предоставляет министру финансов и главе Центрального банка Кипра полномочия по введению любых ограничительных мер, в том числе на движение капитала, при необходимости и для защиты общественного порядка и безопасности.
Фактически, по этому закону на Кипре, по одному слову министра финансов, в любой момент может быть заморожен любой счет, вид транзакций, деятельность банка или всего финансового сектора. Офшор превратился в долговую яму.
Реструктуризация кипрской банковской системы стала третьим по хронологии принятия законом, хотя по важности, она, безусловно, имеет решающее значение.
В парламенте этот блок законов вызвал длительные дебаты.
В 57-страничном документе прописана очень сложная юридическая процедура передачи активов и пассивов / имущество, ценные бумаги, обязательства, рабочие ресурсы, штрафы за задержку или неисполнение и т.д, конфликты интересов./ в институт-посредник /тоже банк/, который будет заниматься реструктуризацией конкретного банка. Фактически, речь идет о том, что правительство наделяется правом реструктурировать проблемные банки путем выделения «токсичных» активов в отдельную структуру — в так называемый «плохой» банк, подлежащий ликвидации. Ожидается, что первым кредитным учреждением, который будет подвергнут реструктуризации, станет Кипрский народный банк /КНБ/, занимавший второе место в стране по объемам активов. Он больше других пострадал в результате долгового кризиса в Греции и решения ЕС о массированном списании греческих гособлигаций. Ожидается, что в результате реструктуризации КНБ его вкладчики потеряют до 40 проц своих сбережений на счетах свыше 100 тыс евро, однако полностью будут гарантированы вклады до 100 тыс евро.
Последний — четвертый блок законопроектов о национализации части банковских вкладов еще не утвержден. Его, как самый противоречивый законодатели оставили «на закуску».
Речь идет о все том же введение разового чрезвычайного сбора с банковских депозитов, иными словами, о принудительном привлечении вкладчиков кипрских банков к финансированию национальной антикризисной программы. После долгих и мучительных переговоров с «тройкой» в субботу, 23 марта, стороны согласились на следующую формулу: депозиты в Банке Кипра свыше 100 тыс евро подвергнутся принудительному сбору в размере 20 проц, а аналогичные вклады в остальных банках страны будут обложены разовым налогом в 4 проц.
Это согласованное предложение должно обязательно пройти процедуру принятия парламентом Кипра. Однако в силу того, что времени для политических дебатов практически не остается /ЕЦБ поставил ультиматум, требуя достичь соглашения по программе помощи Кипру до 25 марта/, кипрские власти хотят сделать шахматный ход. По сообщениям источников, президент Никос Анастасиадис решил взять с собой на назначенную в воскресенье экстренную встречу Еврогруппы по Кипру, которая должна утвердить решения по программе помощи, лидеров парламентских партий, то есть фактически взять с собой парламент, благо он небольшой. Смысл состоит в том, что на переговорах они одобрят одиозное для киприотов предложение о «стрижке» банковских депозитов де-факто, а потом уже вернутся в Никосию и проведут их в кипрском парламенте де-юре. Подобный прецедент уже использовался в современной истории Кипра при президенте Тасосе Пападопулосе, правда, в вопросе кипрского урегулирования в 2004 году.
Под конец стоит добавить, что второй план будет дополнен все теми же требованиями кредиторов, что и первый: введение налога на проценты от банковских вкладов, повышение налога на прибыль корпораций до 12,5 проц, ужесточение законодательства по отмыванию денег.
Если же сравнивать эти два плана покажется сложным, то достаточно привести заявление еврокомиссара по экономическим и валютным вопросам Олли Рена, которым он попытался в субботу «подбодрить» кипрских законодателей.
«События последних дней не оставили надежды добиться оптимального решения, теперь могут быть приняты только жесткие меры», — заявил Рен.
«Необходимо достичь решения /по антикризисной программе Кипра/ в воскресенье на заседании Еврогруппы — подчеркнул он. — Еврокомиссия прилагает для этого все усилия».
Он выразил сожаление, что «впереди у Кипра тяжелые времена», и заверил, что островное государство остается «частью европейской семьи, которая сделает все возможное для скорейшей нормализации экономической и финансовой ситуации в стране».
Когда наступит эта нормализация в стране сказать очень сложно, но ясно одно — реализация этой программы окончательно сломает существующую офшорную экономическую модель Кипра. 70 проц ВВП здесь приходилось на сектор финансовых услуг. С маргинальной промышленностью и сельским хозяйством и развитой, но отнюдь не системообразующей туристической отраслью, Кипру предстоит решить вопрос, на что он будет жить дальше.