Поставки из Белоруссии заставляют российские НПЗ снижать цены на бензин
Нефтяные компании вынуждены активно продавать топливо в условиях пока еще слабого зимнего спроса, а снизившиеся вслед за нефтью цены на нефтепродукты в Европе привели в РФ значительные объемы белорусского бензина.
Последнее обстоятельство может объясняться еще и тем, что Минск стремится продемонстрировать выполнение обязательств по обратным поставкам нефтепродуктов в преддверии непростых переговоров с Москвой о поставках нефти на этот год.
Белорусские производители бензина резко нарастили поставки в Россию, обеспечив на прошлой неделе более 20% сделок по Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). По данным ИАЦ «Кортес», за 4-7 марта на биржевых базисах, на которых в основном торгуются белорусские бензины (ст. Злынка-Экспорт и ст. Рудня-Экспорт), было продано 12 тыс. тонн Аи-92.
При этом бензин в Россию везет не только Белорусская нефтяная компания, но и российские вертикально интегрированные нефтяные компании, которые перерабатывают в Белоруссии нефть по давальческой схеме.
По словам источника «Ъ» на рынке, в понедельник ЛУКОЙЛ в адресном режиме продал «Роснефти» через биржу 5 тыс. тонн Аи-92, произведенного в Белоруссии,- сделка прошла по нижней границе рынка. Другой источник утверждает, что благодаря снижению в последние три недели мировых цен на нефть белорусские НПЗ, традиционно работающие на арбитраже между рынками России, Украины, Прибалтики и Польши, могут без потерь для себя снизить цены на поставляемый в РФ бензин еще на 700 руб. на тонну.
В результате на начало марта рынок нефтепродуктов, по крайней мере его биржевой сегмент, оказался рынком покупателя, и сейчас предложение превышает спрос.
Рассчитываемый СПбМТСБ индекс биржевых сделок с Аи-92 (хаб Владимир) с начала марта потерял более 2%, составив на 11 марта 30,131 тыс. руб. за тонну. По Аи-95 наблюдается аналогичная динамика.
На внебиржевом рынке, по данным ИАЦ «Кортес», оптовые и мелкооптовые цены на бензины в европейской части страны практически не изменились за две недели, хотя еще месяц назад аналитики предрекали активный рост цен в связи с приближением сезона высокого спроса и профилактическими ремонтами на НПЗ.
«Сезонного увеличения спроса, который мог бы привести к росту цен на бирже и который ожидался с середины февраля, пока не наступило,-- признает управляющий директор СПбМТСБ Павел Строков.-- При этом нельзя сказать, что мало бензина продается: так, в феврале этого года на бирже было продано 241 тыс. тонн Аи-92, а в феврале 2012 года — только 155 тыс. тонн».
«Белорусские объемы не являются главным фактором, влияющим на ситуацию, но они довлеют над рынком, особенно над продуктом МНПЗ, ЯНОСа и РНПК»,-- говорит господин Строков. Так, на прошлой неделе «Газпром нефть» вынуждена была понизить мелкооптовые цены на бензин Московского НПЗ, хотя в последние годы завод в марте не снижал цены.
Рвение белорусских производителей помимо благоприятной конъюнктуры может объясняться и политическим фактором. Напомним, Москва и Минск до сих пор не завершили переговоры по объему поставок российской нефти на 2013 год, причем требования Белоруссии об увеличении объемов увязывались с обратной поставкой в Россию 2 млн тонн нефтепродуктов. На данный момент согласованы лишь объемы поставок нефти на первый квартал, до завершения которого осталось три недели.
В понедельник, по данным «Прайм», в Москву вылетела белорусская делегация во главе с премьером Михаилом Мясниковичем, главной целью которой будет достижение договоренности о продлении поставок в прежнем объеме с вице-премьером Аркадием Дворковичем.
«В этой ситуации нет ничего необычного в том, что белорусские заводы демонстрируют добрую волю, увеличивая поставки бензинов на российский рынок. Это касается и российских нефтяных компаний, перерабатывающих нефть в Белоруссии — они должны быть готовы к вопросам, которые могут быть заданы по возврату продукта»,-- отмечает Павел Строков.
Аналитики сходятся во мнении, что столь необычное для этого времени года соотношение спроса и предложения на рынке бензинов не останется неизменным.
Сейчас 99% объемов продаж автобензинов на биржевом рынке приходится на производителей топлива, тогда как участники вторичного рынка стараются накопить побольше дешевого ресурса.
«Трейдеры понимают, что эта ситуация низких цен не продлится вечно, поэтому те из них, кто может хранить ресурс, стараются не выставлять свои объемы и продолжают приобретать топливо»,- поясняет управляющий директор СПбМТСБ. «Участники ожидают, что рынок может развернуться уже в третьей декаде марта, когда заводы начнут останавливаться на профилактику»,- заключает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
Юрий Барсуков