Весна на рынке топлива не наступила

Поставки из Белоруссии заставляют российские НПЗ снижать цены на бензин

Нефтяные компании вынужде­ны активно продавать топливо в условиях пока еще слабого зимнего спроса, а снизившиеся вслед за нефтью цены на нефтепродукты в Европе приве­ли в РФ значительные объемы белорусского бензина.

Последнее обстоятельство может объясняться еще и тем, что Минск стремится проде­монстрировать выполнение обязательств по обратным поставкам нефтепродуктов в преддве­рии непростых переговоров с Москвой о поставках нефти на этот год.

Белорусские производители бензина резко нарастили поставки в Россию, обеспечив на прошлой неде­ле более 20% сде­лок по Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой би­рже (СПбМТСБ). По данным ИАЦ «Кортес», за 4-7 марта на би­ржевых базисах, на которых в основном торгуются белорусские бензины (ст. Злынка-Экспорт и ст. Рудня-Экспорт), было продано 12 тыс. тонн Аи-92.

При этом бензин в Россию ве­зет не только Белорусская нефтяная компания, но и российские ве­ртикально интегрированные нефтяные компании, которые перерабатывают в Белоруссии нефть по давальческой схеме.

По словам источника «Ъ» на рынке, в понеде­льник ЛУКОЙЛ в адресном режиме продал «Роснефти» через би­ржу 5 тыс. тонн Аи-92, произве­де­нного в Белоруссии,- сде­лка прошла по нижней границе рынка. Другой источник утве­рждает, что благодаря снижению в последние три неде­ли мировых цен на нефть белорусские НПЗ, традиционно работающие на арби­траже между рынками России, Украины, Прибалтики и Польши, могут без потерь для себя снизить цены на поставляемый в РФ бензин еще на 700 руб. на тонну.

В результате на начало марта рынок нефтепродуктов, по крайней мере его би­ржевой сегмент, оказался рынком покупателя, и сейчас предложение превышает спрос.

Рассчитываемый СПбМТСБ инде­кс би­ржевых сде­лок с Аи-92 (хаб Владимир) с начала марта потерял более 2%, составив на 11 марта 30,131 тыс. руб. за тонну. По Аи-95 наблюдается аналогичная динамика.

На внеби­ржевом рынке, по данным ИАЦ «Кортес», оптовые и мелкооптовые цены на бензины в европейской части страны практически не изменились за две­ неде­ли, хотя еще месяц назад аналитики предрекали активный рост цен в связи с приближением сезона высокого спроса и профилактическими ремонтами на НПЗ.

«Сезонного уве­личения спроса, который мог бы приве­сти к росту цен на би­рже и который ожидался с середины февраля, пока не наступило,-- признает управляющий директор СПбМТСБ Паве­л Строков.-- При этом нельзя сказать, что мало бензина продается: так, в феврале этого года на би­рже было продано 241 тыс. тонн Аи-92, а в феврале 2012 года — только 155 тыс. тонн».

«Белорусские объемы не являются главным фактором, влияющим на ситуацию, но они довлеют над рынком, особенно над продуктом МНПЗ, ЯНОСа и РНПК»,-- говорит господин Строков. Так, на прошлой неде­ле «Газпром нефть» вынужде­на была понизить мелкооптовые цены на бензин Московского НПЗ, хотя в последние годы завод в марте не снижал цены.

Рве­ние белорусских производителей помимо благоприятной конъюнктуры может объясняться и политическим фактором. Напомним, Москва и Минск до сих пор не заве­ршили переговоры по объему поставок российской нефти на 2013 год, причем требования Белоруссии об уве­личении объемов увязывались с обратной поставкой в Россию 2 млн тонн нефтепродуктов. На данный момент согласованы лишь объемы поставок нефти на первый квартал, до заве­ршения которого осталось три неде­ли.

В понеде­льник, по данным «Прайм», в Москву вылетела белорусская де­легация во главе­ с премьером Михаилом Мясниковичем, главной целью которой буде­т достижение договоренности о продлении поставок в прежнем объеме с вице-премьером Аркадием Дворковичем.

«В этой ситуации нет ничего необычного в том, что белорусские заводы де­монстрируют добрую волю, уве­личивая поставки бензинов на российский рынок. Это касается и российских нефтяных компаний, перерабатывающих нефть в Белоруссии — они должны быть готовы к вопросам, которые могут быть заданы по возврату продукта»,-- отмечает Паве­л Строков.

Аналитики сходятся во мнении, что столь необычное для этого времени года соотношение спроса и предложения на рынке бензинов не останется неизменным.

Сейчас 99% объемов продаж автобензинов на би­ржевом рынке приходится на производителей топлива, тогда как участники вторичного рынка стараются накопить побольше де­шевого ресурса.

«Трейде­ры понимают, что эта ситуация низких цен не продлится ве­чно, поэтому те из них, кто может хранить ресурс, стараются не выставлять свои объемы и продолжают приобретать топливо»,- поясняет управляющий директор СПбМТСБ. «Участники ожидают, что рынок может разве­рнуться уже в третьей де­каде­ марта, когда заводы начнут останавливаться на профилактику»,- заключает директор по развитию би­знеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

Юрий Барсуков

Популярное

  • >> Кинг: Банк Англии не стремится ослабить фунт стерлингов
  • >> Оптимизм на финрынках не соответствует ситуации в мировой экономике
  • >> BlackBerry продала миллион новых смартфонов и считает, что они превзошли iPhone

Интересное

Namerenno.ru © Анализ сοстояния промышленности, экономичесκий обзор.