Чего ждать москвичам от этих нововведений? Всегда ли конкуренция идет на благо жителей? С подробностями — корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Диков.
Одна компания — хорошо, а две — лучше. Так решили в столичном департаменте ЖКХ и предложили сразу двум организациям продавать теплоэнергию московским жителям. Таким образом, по замыслу авторов идеи, на этом рынке может возникнуть здоровая конкуренция. А конкуренция всегда на руку потребителям, это в каждом учебнике по экономике написано. Все эти термины достаточно условны, считает заведующий кафедрой «Городское хозяйство и ЖКХ» Русской школы управления Виталий Субботин и тут же объясняет, почему. Сейчас продавцом тепловой энергии для москвичей выступает «Мосэнергосбыт». А присоединиться к нему собирается «Московская объединенная энергетическая компания», сокращенно МОЭК, которая эту самую энергию поставляет «Мосэнергосбыту». Получается, торговать бок о бок теперь будут производитель и его агент. Вроде бы и конкуренция, но какая-то не совсем привычная, говорит Виталий Субботин:
«Если мы говорим о том, что здесь будет конкуренция в полной мере, то это достаточно условно. В данном случае производитель тепла будет конкурировать со своим агентом, который продает эту тепловую энергию. Думаю, что на цене это маловероятно скажется. Это будет сказываться, наверное, только на качестве обслуживания абонентов, которые потребляют тепловую энергию».
Конкуренция хороша для рынка далеко не всегда, рушит привычные представления председатель комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев. А на рынке продажи тепла и вовсе — скорее исключение, чем правило. Почти во всех северных странах тепловую энергию производят и поставляют монополисты. У потребителя же есть только один выбор — либо пользоваться их услугами, либо отказаться от них и отапливать свой дом самому, уверяет Иван Грачев:
«На мой взгляд, если в Москве будет одна тепловая компания, то это лучше. Ее будет проще регулировать. Тут на самом деле имитировать конкуренцию не нужно. Это абсолютно неверная идея, что можно, наплодив посредников между одним или двумя источниками, которые вам доступны, организовать конкуренцию. Два игрока — это не конкуренция, это, в лучшем случае, олигополия».
Как конкуренцию не создавай, а труба все равно одна. Так рассуждает председатель правления Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. И создать эту самую конкуренцию можно только одним способом: допустить к трубе разных поставщиков. Но вот незадача — генерируют теплоэнергию для столицы лишь две компании. И так, и так конкуренция не получается, считает Константин Крохин:
«Если же говорить о том, что задача — сделать большее количество поставщиков и, по возможности, потом снижать этот тариф, тогда это нужно делать комплексно, в том числе с реформой сетевого хозяйства, тогда это даст результат. Как сейчас это происходит, к сожалению, это ничего не изменит. Это регулируется административно. И все равно у нас в Москве нет больше двух генерирующих компаний тепла».
Желание московских властей разбавить монополию «Мосэнергосбыта» некоторые аналитики уже назвали экспериментом. И тут же вспомнили другой эксперимент, который был в прошлом году. Тогда речь тоже шла о конкуренции, правда, на рынке электроэнергии. Через какое-то время некоторым москвичам стали приходить две платежки. Никто не знал, кому платить, возникла неразбериха. Пришлось вмешаться федеральной антимонопольной службе. Эксперимент был прекращен.