«Маркировка вакансий для людей с инвалидностью - некоммерческий, но очень важный для нас сервис», - говорит Михаил Жуков, управляющий директор HeadHunter. С момента запуска проекта (конец ноября 2012 г.) - такую маркировку получили 1435 вакансий по России, 328 по Украине, 238 по Казахстану, 113 по Белоруссии. Пока это всего 0,28% от всех вакансий, размещенных на портале. Но к концу года маркировку получат уже 3-4% вакансий, прогнозирует Жуков.
Чуть менее 50% таких вакансий приходится на Москву, следом идут Петербург, Татарстан, Нижний Новгород. Чаще других подобные вакансии встречаются в разделах продаж, административного персонала, IT-телекома и вакансиях, не требующих особой квалификации и опыта.
Говорить не хотят
Директора по персоналу десятка компаний, пометивших вакансии такой маркировкой, прокомментировать это свое действие «Ведомостям» не захотели. Кто-то отказался, сославшись на нежелание «пиариться на такой теме», кто-то считает, что раньше чем через год анализировать пользу от нового инструмента не имеет смысла.
Среди вакансий, размещенных на портале hh.ru «Лабораторией Гемотест», шесть имеют специальную маркировку. Но пока никто из соискателей с инвалидностью в компанию не обращался. «Мы решили использовать этот инструмент, - считает Ирина Васильева, директор департамента управления персоналом Лаборатории Гемотест. - Пусть людям с инвалидностью будет проще искать подходящие вакансии. Хотя мы все равно рассматриваем кандидата только по профессиональным компетенциям».
«Это полезный инструмент, - убежден Михаил Новиков, руководитель отдела трудоустройства РООИ «Перспектива»: «В России человек с инвалидностью опасается откликаться на многие вакансии, даже когда его квалификация соответствует описанию, просто заранее ожидая отказа».
Пока не будет правильного визуального ряда для резюме кандидатов с инвалидностью, восприниматься они не будут, считает Оксана Заикина, ведущая телеканала «Инва-ТВ». Работодателю важно понимать, как выглядит кандидат. «Слишком силен стереотип в обществе, что инвалидность всегда неприятна внешне. Люди боятся», - говорит Заикина. По ее словам, помогает только личное общение с работодателем. Но до такого интервью почти никто не доходит. Заикина сама передвигается на коляске. На канале «Инва-ТВ» она делает программу «Империя красоты» (проект, аналогичный «Модному приговору», в данном случае героини - девушки с инвалидностью, на колясках) и как продюсер подыскивает торговые марки, готовые предоставить одежду для шоу. Чаще всего менеджеры компаний поначалу отказываются сотрудничать, отговариваются, что это не входит в рекламную концепцию бренда. «Получается, что инвалид в одежде такой марки ходить не может», - грустно констатирует Заикина.
Привлекли внимание
Программу популяризации трудоустройства людей с ограниченными возможностями «Все разные. Все равные» телеканал «Дождь» запустил летом 2011 г. На сайте телеканала разместили более 30 резюме кандидатов с инвалидностью. За их судьбой на «Дожде» наблюдают...