Банки на Кипре закрыты с 15 марта и откроются не раньше 26 марта, пока обсуждается, будет ли введен «налог» на депозиты и захотят ли ЕС и Россия помочь Кипру выйти из кризиса.
«На нас ситуация уже повлияла. Предприниматели не знают, что их ждет в будущем, и это незнание гораздо сложнее и болезненнее, чем любые принятые меры», — сказал директор консалтинговой компании Йоргос Йоргакис. По его словам, компания получает финансирование на 80% за счет структурных фондов ЕС, так что слухи о возможном выходе Кипра из еврозоны ей особенно вредят.
Йоргакис надеется, что российские и другие иностранные компании не уйдут с Кипра из-за трудностей банковской системы. «Нужно, чтобы правительство нашло дополнительную выгоду, чтобы убедить инвесторов остаться», — считает он.
«Нашу компанию затронуло в основном замораживание платежей и депозитов. До настоящего момента проблем нет, но что впереди — неясно. Было бы хорошо, если бы Россия нам помогла, с ней мы легче найдем общий язык, чем с Германией», — поделился представитель другой консалтинговой компании Панайотис Энтафианос.
«Я не эксперт, но надеюсь, что будет найдено решение. Народ на Кипре работоспособный, у нас много возможностей. Просто сейчас сложный момент», — сказал представитель софтверной компании Виктор Эвфимиадис. По его словам, клиенты компании в основном находятся за рубежом, но ее средства размещены в кипрских банках. «В данный момент проблем нет, но через неделю, если банки не откроются, они могут возникнуть», — добавил он.
Представители всех опрошенных компаний надеются, что банки откроются до конца месяца, когда надо будет выплачивать заработную плату.
Более оптимистично настроена директор агентства по продаже и аренде вилл на Кипре Наталья Димитри, чья компания ориентирована на российских клиентов. По ее словам, проблемы Кипра преувеличены прессой. «Мы сидим — не паникуем. Российские СМИ раздули проблемы, и все наши клиенты как-то беспокоятся. У нас есть расчетный счет в банке, но мы пока что ждем. Это не настолько критично, хотя владельцы (недвижимости) ждут от нас оплаты. Успокаиваем клиентов, что их лично это не коснется», — сказала Димитри.