Российские компании уже начали изучать эффективность своих затрат на обучение, говорит эксперт группы компаний «Малакут HR-исследования и решения» Наталья Гришакова, ведь HR-службы давно мечтают говорить на одном языке с финансистами и самый простой путь для этого - показать, как обучение влияет на бизнес-результаты участников тренингов. По ее оценке, «задача оценить работу тренингов стоит не более чем у 50% наших компаний, при этом некоторые делают это по реакции обученных и очень медленно продвигаются дальше, к оценке, которая интересует бизнес, - влиянию обучения на бизнес-показатели».
Методы оценки
Среди методик, которые используют российские компании, Гришакова отмечает Cost - Benefits Analysis (CBA), модель Дайера (Dyer) и др. Некоторые компании разрабатывают свои способы.
«Росгосстрах» в 2010 г. сделал ретроспективную оценку эффективности обучения своих школ страхового агента, бизнес-школы и корпоративного университета для кадрового резерва. Критериями эффективности были влияние обучения на текучесть, количество и частота карьерных горизонтальных и вертикальных перемещений, количественные и качественные показатели деятельности обученных сотрудников и экспертная оценка руководителей, количественные и экономические показатели деятельности. Экспертиза показала, что инвестиции в обучение реально приводят к высоким результатам: продажи страховых агентов в первые три месяца после обучения растут даже с учетом сезонного фактора, после тренинга по рекрутингу и адаптации для менеджеров агентских групп страховые агенты раньше выходят на самостоятельные продажи, уровень текучести обученного персонала ниже, чем в целом по компании, а у выпускников корпоративного университета через пять лет после его окончания она вообще составляет 2%.
Но если компании хотят финансовой эффективности вложения в обучение, то наиболее проработанный, а потому и общепринятый в том числе и у нас способ для этого - метод Киркпатрика, дополненный американским исследователем Джеком Филипсом. Phillips ROI Methodology позволяет сопоставить изменение бизнес-показателей слушателей с вложениями в обучение и посчитать возврат инвестиций в тренинг (см. врез).
Русская история
Компания «Нестле Россия» несколько лет назад начала глобальный проект по измерению эффективности обучения персонала, поэтому, когда в декабре 2011 г. к ее сотрудникам в России обратились из «Института тренинга АРБ-Про» с предложением провести оценку программ обучения по Phillips ROI Methodology, компания решила поддержать этот проект.
В качестве пилотного проекта в «Нестле Россия» решили применить методику Филипса к тренингу «Эффективное совещание», разработанному внешним провайдером и обновленному в 2011 г. Программа рассчитана на 14 часов (два дня) и максимальное число участников - 12 человек. В «Нестле Россия», как и в других глобальных компаниях, совещания созываются непосредственно менеджерами проектов или линейными менеджерами, для которых и предназначен этот тренинг.
Если тренинг эффективен, он должен приводить к сокращению потерь рабочего времени сотрудников, присутствующих на совещаниях, при одновременном повышении эффективности самого совещания, решили в компании. Для сбора данных 35 участников тренинга до его начала ответили на специально разработанную анкету, где были вопросы о количестве совещаний в месяц, которые проводит сам сотрудник, времени, которое он тратит на проведение совещаний, числе участников и персональной оценке эффективности проводимых совещаний. ... Читать целиком →
Зарегистрируйтесь, чтобы сразу читать полные тексты на одной странице.