Министры финансов стран зоны евро по итогам десятичасового заседания, завершившегося поздно ночью в пятницу, согласовали выделение Кипру финансовой помощи в объеме до €10 млрд. Это существенно ниже предварительных экспертных оценок необходимого стране кредита — около €16-17 млрд. Оставшуюся сумму — и это ключевое условие еврогруппы — Кипр должен привлечь за счет единовременного налога на депозиты в кипрских банках. Те, на чьих счетах сумма средств не превышает €100 тыс., должны будут уплатить 6,75% от величины депозита, для вкладов свыше €100 тыс. действует ставка налога 9,9%. Всего по оценкам тройки международных кредиторов правительство страны сможет собрать €5,8 млрд.
Формально вопрос о налоге, не имеющем прецедентов в европейской истории, еще не решен. В минувшую пятницу парламенту Кипра не удалось одобрить решение: не хватило одного голоса. Впрочем, технически отказаться от введения «налога на депозиты» (по мнению экспертов, мера с большой вероятностью коснется и остатков по расчетным счетам, а не только срочных депозитов) Кипр вряд ли в состоянии. Очевидно, что уже во вторник (в понедельник на Кипре банковский выходной — «зеленый понедельник», первый день предпасхального Великого поста) при нерешенном вопросе о налоге абсолютное большинство клиентов банков предпочтут забрать средства со счетов в наличных — в этот же день банковская система Кипра перестанет существовать. Поэтому даже парламент Кипра сегодня в 16:00 по местному времени не сможет одобрить схему взимания налога, 19 марта банки не будут работать — до тех пор, пока вопрос не решится окончательно. Хотя вероятность неодобрения «налога» еще есть, ЕЦБ и кипрский ЦБ уже ограничили движение средств по банковским счетам на Кипре. На депозитных счетах исходя из остатка на момент принятия решения были заблокированы суммы, необходимые для уплаты налога, остальные средства остаются доступными для снятия со счета через банкоматы, сообщают источники на Кипре. Наличные в сетях банкоматов в стране в воскресенье были в дефиците, система «банк-клиент» отключена.
Беспрецедентно жесткие условия транша помощи Кипру глава еврогруппы Йерун Дейсселблум кратко объяснил «значительным объемом и особой структурой кипрского финансового сектора, более чем в семь раз превышающего ВВП страны». К 2018 году этот показатель должен быть приведен к среднему по ЕС, следует из заявления министров финансов по итогам встречи. То есть ЕС не скрывает смысла операции: «финансовые реквизиции» необходимы для того, чтобы прекратить работу Кипра как международного финансового центра в зоне евро. После «приведения к среднему по ЕС» Кипр перестанет быть европейским центром банкинга, причем не столько для зоны евро, сколько для стерлинговой и рублевой зоны: основными пострадавшими от «налога» на Кипре будут британские и российские компании и физлица. Всего, по оценкам агентства Moody`s, из более чем $90 млрд средств, размещенных на счетах кипрских банков, на российских вкладчиков приходится около $20 млрд. Наиболее крупным инвестором в Кипр эксперты считают Великобританию (треть вложений), но британцы традиционно имеют доступ к более широкому кругу льготных юрисдикций, а вот среди частных вкладчиков банковской системы Кипра как раз преобладают граждане РФ и СНГ. Определение более или менее точной доли осложняется длинной цепью транзакций, захватывающих не одну страну. С января из страны наблюдался заметный отток капитала — за первый месяц года с депозитов было выведено €1,7 млрд,-- следует из статистики Центробанка Кипра, февраль наверняка даст большие цифры.
Тем не менее потерю российскими собственниками на Кипре €1-1,5 млрд можно считать свершившимся фактом. Кипр остается не столько местом хранения российских сбережений, сколько расчетным центром для операций российских компаний с Евросоюзом. Экстренное выведение из этой юрисдикции денег российскими компаниями принесло бы им расходы и потери, сравнимые с потерями от десятипроцентного «налога на депозиты». Впрочем, если представители Великобритании имели возможность получать информацию о готовящемся решении, то для России происходящее стало неожиданностью. О ходе ночных переговоров в пятницу Москва уведомлена не была, признали в ЕС.
В правительстве и администрации президента «Ъ» вчера сообщили, что ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев заявлений по ситуации вокруг Кипра не готовят. На 18 марта был назначен визит министра финансов Кипра Михалиса Сарриса в Москву, где должны были обсуждаться вопросы продления до 2021 года срока российского кредита Кипру в размере €2,5 млрд.
В пятницу появилась информация о переносе визита на среду, 20 марта, но теперь уже неясно, имеет ли смысл господину Саррису лететь в Москву: де-факто решение о финансировании экономикой России спасения банковской системы Кипра уже принято ЕС без участия России. Властями РФ (но не для компаний РФ) беспрецедентная история с кипрским «налогом» вряд ли может считаться «антироссийским шагом»: правительство России так много в 2011-2013 годах говорило о необходимости «деофшоризации» национальной экономики, что вряд ли имеет моральное право осуждать самую действенную поддержку правительством Кипра этой программы. При этом российский Минфин ранее планировал в качестве условия пролонгации госкредита Кипру раскрытие информации по российским бенефициарам кипрских компаний, косвенный смысл «налога» на Кипре — сохранение статус-кво.
Остается открытым не только вопрос о том, кого именно коснется кипрская конфискация, но и вопрос о возможных механизмах компенсации потерь инвесторов. По словам президента Юниаструм-банка (на 80% принадлежит Bank of Cyprus) Гагика Закаряна, «обсуждение этой меры еще не завершено, но я считаю, что в любом случае это более выгодно и Кипру, и нерезидентам, у которых есть депозиты, чем национализация или дефолт банков, и лучше, чем мораторий на вклады и внешние платежи. Впрочем, было бы правильнее, если бы вместе с введением налога реализовался механизм компенсации, предусматривающий переход в собственность вкладчиков акций тех же банков, эта идея сейчас обсуждается». Более того, инвесторы могут попробовать вернуть средства через соглашения «о защите инвестиций», к примеру, с Люксембургом (Россия так и не ратифицировала аналогичное соглашение с Кипром 1997 года), полагает Рустам Вахитов, управляющий партнер International Tax Associates B.V. Однако тот факт, что конфискационный сбор был назван «налогом», значительно затруднит возврат средств, признает эксперт. Именно это условие позволяет обойти европейскую систему страхования вкладов (покрывает депозиты до €100 тыс.). «Очевидно, расчет был на то, что вкладчикам будет менее болезненно потерять 10% денежных средств, нежели чем раскрыть себя»,-- считает господин Вахитов.
Дальнейшие меры по «приведению финансового сектора страны к устойчивому уровню» предполагают также повышение ставки корпоративного налога с 10% до 12,5% и введение налога на прирост капитала на Кипре. База налога еще не определена, однако «если налог затронет операции по ценным бумагам (на данный момент действует исключение.-- »Ъ"), то Кипр как финансовый центр существенно пострадает", считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. В то же время эксперт отмечает, что «для серьезных игроков Кипр останется привлекательной юрисдикцией благодаря вступившему в силу соглашению с РФ, предусматривающему обложение дивидендов у источника по ставке не выше 5% при условии инвестиций на сумму $100 тыс.». А вот «отсудить» потерянные средства вряд ли удастся, полагает господин Захаров. «Для снижения рисков многие инвесторы заранее перевели средства на счета в Латвии, другой привлекательной юрисдикцией остается Сингапур, в отношении которого также действует пятипроцентная ставка, однако в этой стране требования к чистоте капитала значительно выше»,-- говорит он.
По крайней мере часть российских компаний будут искать новую юрисдикцию для операций с ЕС вне Кипра в любом сценарии. Отыграть ситуацию назад уже невозможно: происходящее влияет не столько на репутацию Кипра как финансового центра, которая уже по существу уничтожена, сколько в общем на оценку корпоративных рисков в зоне евро. Они резко выросли, что требует новых схем защиты капитала в ЕС.