Студент Стокгольмской школы экономики Себастьян Семятковски знает, что такое разочарование. В 2004 г. он участвовал в бизнес-шоу, организованном в его альма-матер по образу и подобию известной британской телепередачи Dragons Den, куда приглашают для общения начинающих предпринимателей и миллиардеров, готовых финансировать новые проекты. Семятковски на шоу не повезло. Сразу несколько ведущих шведских бизнесменов отвергли его идею создания системы онлайн-платежей. В их числе был и представитель известного бизнес-клана Волленбергов.
Семятковски тогда совсем разуверился в собственных силах. «В этой ситуации трудно было сказать: «Мне все равно!» - вспоминает он и называет при этом имена двух известных шведских бизнесменов, которые уверяли, что его план не сработает.»Но у меня было чувство собственной правоты. Мне так и хотелось сказать им: «Вы еще увидите, как вы были неправы», - говорит он.
Куда привело путешествие
Девять лет спустя 31-летний Семятковски чувствует себя намного лучше. Ведь Klarna, компания, которую он создал еще с двумя партнерами, сама теперь спонсирует Стокгольмскую школу экономики. Успех Klarna очевиден. Уже 9 млн человек воспользовались ее услугами, а недавние инвестиции составили около $1 млрд - весьма внушительная сумма для европейской технологической компании. Сейчас Klarna ведет бизнес в Северной и Центральной Европе - в Германии, Австрии и Нидерландах. И планирует выйти на более удаленные рынки, например в США.
Идея создать собственный бизнес родилась у Семятковски благодаря неожиданному стечению обстоятельств. Вместе с будущим соучредителем компании Никласом Адалбертаном он решил взять в бизнес-школе, где они вместе учились, годовой академический отпуск и отправиться в путешествие. Путешествовать собирались только наземными видами транспорта, без авиаперелетов. В Австралии друзья опоздали на корабль, и в результате академический отпуск растянулся на два года. В 2003 г. Семятковски вернулся в Уппсалу и устроился на работу в факторинговую компанию, которой фирмы-клиенты продавали свои счета-фактуры на условиях дисконтирования.
«Мы [Семятковски, Адалбертан и третий основатель - Виктор Якобсон] поняли, что электронная система платежей имеет много недостатков. Любой покупатель рискует, оплачивая покупку через интернет. Он надеется на то, что получит именно то, что увидел на картинке. Но гарантировать ему это никто не может», - говорит Семятковски.
Инвестор-ангел Джейн Вейлрад предложила основателям $100 000 за 10% акций только что созданной компании. Klarna потратила $50 000 на покупку компьютерного оборудования и тут же стала приносить прибыль. С тех пор она все время была прибыльной, что отличает ее от других начинающих компаний в секторе высоких технологий.
Против мошенников
В переводе со шведского klarna - светлый, чистый, ясный. В основе бизнеса компании лежит простая идея о том, что многие клиенты интернет-магазинов хотели бы оплачивать товар после доставки. Кроме того, через платежную систему Klarna клиент может получить кредит с возможностью оплаты в конце месяца. Поскольку клиент должен вводить в платежную систему лишь основные персональные данные, обычно сложная процедура онлайновых платежей упрощается. Это увеличивает объем продаж на 20-25%, так как уменьшается количество покупателей, не завершивших процесс покупки из-за длительной и раздражающей процедуры оформления заказа. ...