В США объем рынка услуг поиска руководителей высшего звена снижается
По данным Международной ассоциации консультантов executive search, во всем мире объем рынка услуг поиска руководителей высшего звена по результатам прошлого года уменьшился на 6,4%, до $9,74 млрд. Эта информация была получена по итогам опроса 1430 консультантов из 46 стран мира. При этом доходы консультантов снизились в среднем на 4,7%, а число заказов уменьшилось на 7,1%. В 2010 и 2011 году наблюдался рост по этим показателям.
В 2012 году увеличилась только средняя стоимость заказа, но не намного, всего на 1,7%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2012 году по сравнению с данными за 2011 год число заказов снизилось на 12,1%, в регионе EMEA, к которому относится Россия — на 11,6%, в Латинской Америке — на 7,3%.В Северной Америке снижение числа заказов за этот период было незначительным — 1,1%.
Кевин Келли, гендиректор консалтинговой компании Heidrick & Struggles в начале марта этого года сказал, что в его компании рады тому, что 2012 год закончился. Он пояснил, что в прошлом году условия работы Heidrick & Struggles были неблагоприятными, к их услугам клиенты обращались реже, чем в 2011 году. Из-за сокращения спроса на услуги executive search и на услуги по развитию лидерских навыков выручка компании сократилась на 16%.
В прошедшем году только в 7% американских компаний, находящихся в списке Standard & Poor’s 500, сменились гендиректора. По данным международной консалтинговой компании Spencer Stuart, это самый низкий показатель, зафиксированный за прошедшие 8 лет. Снижается и количество новых назначений генеральных директоров.
В списке из 500 крупнейших компаний в 2012 году специалисты Spencer Stuart насчитали только 37 вновь назначенных СЕО. Почти половина из них были назначены планово, 30% назначений произошли из-за выхода предшественника на пенсию, и 3% назначений — вынужденные замены по решению совета директоров.
Чаще всего, в 73% гендиректором становился один из сотрудников компании, примерно в 27% случаев на руководящую должность назначался сторонний сотрудник.
По мнению партнера российского офиса Amrop Екатерины Кашубской-Кимпеляйнен, из-за того, что в США реже меняют гендиректоров, у хедхантеров становится меньше работы. Это объясняется тем, что новый руководитель обычно меняет команду хотя бы частично и набирает новых сотрудников. По ее мнению, американским хедхантерам нужно задуматься о предложении новых услуг и заняться поиском новых ниш.
При этом российский бизнес компании Amrop в прошлом году показал хорошие результаты на уровне докризисного 2007 года.
В России спрос на квалифицированных управленцев остается стабильно высоким, утверждает Федор Шеберстов, управляющий партнер российского офиса Odgers Berndtson. В 2012 году в российском офисе компании и в сегменте кадрового консалтинга, и в сегменте традиционного поиска топ-менеджеров выручка увеличивалась. При этом наблюдаются изменения в соотношении между сегментами: в прошлом году на консалтинг приходилось около 30% выручки, доля выручки в этом сегменте может составить 40%.
Управляющий директор российского офиса Morgan Hunt Матвей Горбачев рассказал, что в 2013 году в компании ожидают умеренного роста выручки.
Ольга Щербакова, партнер Ward Howell, рассказала, что российский бизнес компании в 2012 году развивался стабильно. Первые месяцы 2013 годы были не хуже, чем в 2012, и дальнейший прогноз остается позитивным. Щербакова отметила, что проблема дефицита эффективных руководителей остается актуальной на российском рынке труда, причем управленцев не хватает и в бизнесе, и в органах государственной власти.