То, как пользователь ставит «лайки» в социальной сети Facebook, может рассказать многое о его политических и религиозных взглядах, сексуальной ориентации, семейном положении, вредных привычках и других аспектах личной информации, которые он не раскрывает в своем профиле. А современные компьютерные программы позволяют «вытащить» всю эту информацию из соцсетей и проанализировать ее, выяснили ученые Кембриджского университета.
В ходе исследования были проанализированы профили и «лайки» 58 000 пользователей Facebook. Добровольцы заполняли различные анкеты и психологические тесты, ученые затем сравнивали эти данные с доступной информацией о пользователе и его или ее «лайках» в Facebook и разрабатывали алгоритмы анализа.
«Ставя лайки в Facebook, люди даже не подозревают, что одновременно они делятся чем-то очень личным», - цитирует The Wall Street Journal слова Майкла Косински, одного из авторов исследования.
По итогам исследования, основываясь на информации из Facebook, ученым удалось с вероятностью 88% предсказать сексуальную ориентацию мужчин, участвовавших в исследовании, 95% - расовую принадлежность, 80% - политические и религиозные взгляды участников, не отраженные в их пользовательских профилях.
Комментируя результаты исследования Financial Times, Косински сказал, что ученые использовали совсем несложные методы. Маркетинговые и интернет-компании, располагая большими ресурсами, вполне могут разработать более сложные алгоритмы и получить еще большую точность прогнозов привычек и взглядов пользователей соцсетей, даже тех, которые те хотели бы скрыть.
Анализ данных о пользователях всемирной паутины в последнее время становится все более распространенной практикой. Эксперты и компьютерные программы анализируют поисковые запросы, сообщения в Twitter, другую доступную информацию, устанавливая связи и закономерности.
Wonga, британский кредитный интернет-сервис, может одобрить кредит в течение нескольких секунд, в том числе основываясь и на данных о потенциальном заемщике из его профиля Facebook. Сеть супермаркетов Tesco использует истории покупок своих клиентов, чтобы предлагать адресную интернет-рекламу.
Представитель Facebook сказал WSJ, что он «не удивлен» возможностью использования «лайков» для составления психологических портретов пользователей. Маркетологи и социологи используют для этого разнообразную информацию, доступную в Интернете, - от почтовых индексов до музыкальных предпочтений, заявил он.
Даже если это так, многие пользователи Интернета, соглашаясь предоставить информацию о себе в открытом доступе, часто не представляют себе, какие интимные подробности могут извлечь из нее исследователи, полагает Хелен Ниссенбаум, директор института информационного права университета Нью-Йорка. «Результаты исследования показывают, что пора бить во все колокола», - считает Джеффри Честер, активист Center for Digital Democracy из Вашингтона, занимающийся защитой персональных данных.
Тем не менее целью исследования не является отбить у людей охоту делиться информацией в Сети, говорит Косински. «Я бы не советовал людям пренебрегать современными технологиями - процесс уже запущен, и какая-то информация о вас так или иначе уже доступна в Сети. Я бы рекомендовал использовать более жесткие настройки защиты личной информации и стараться использовать те сервисы, которые лучше защищают персональные данные своих пользователей», - цитирует его FT.
На прошлой неделе ЕС отказался от планов принятия жестких стандартов в сфере защиты персональных данных. Этот шаг отражает нежелание правительств мешать развитию интернет-компаний, которые могут оказать позитивное влияние на общий экономический рост. Кроме того, вероятно, сыграли свою роль значительные лоббистские усилия, предпринятые в том числе и такими компаниями, как Facebook и Google.