Согласно данным Пшеницына, экономическое положение Челябинской области в 2012 году позволило сохранить динамику роста доходов бюджета и обеспечить выполнение основных приоритетов региональной политики. По итогам периода общая сумма доходов областного бюджета составила 98 млрд 553 млн рублей с приростом 9% к 2011 году.
Собственные доходы
На три четверти областной бюджет 2012 года формировался за счет собственных, то есть налоговых и неналоговых, поступлений. Они составили 73 млрд 872,8 млн рублей и увеличились к предыдущему году на 11%.
Рост поступлений произошел по всем основным доходным источникам, за исключением налога на прибыль, доходы от которого оказались на 6% ниже 2011 года из-за двукратного роста его возвратов предприятиям из бюджета. Этот вид налога стал вторым по значимости источником формирования областной казны.
На первом месте по объему поступлений оказался налог на доходы физических лиц, перечисления от которого выросли на 12% за счет увеличения фонда заработной платы.
Далее следуют поступления по налогу на имущество. Их объем вырос на 14% за счет расширения налоговой базы, в том числе в результате ввода в эксплуатацию новых промышленных объектов.
Наконец, акцизы дали прирост соответствующих доходов почти на 18% за счет увеличения ставок и изменения нормативов отчислений акцизов на нефтепродукты
«Структура доходов свидетельствует о том, что область продолжает уходить от моноотраслевой зависимости. По сравнению с 2011 снижение доли доходов от металлургии замещается поступлениями от строительной отрасли, пищевой промышленности, производства машин и оборудования, отрасли транспорта и связи, добычи полезных ископаемых, оптовой и розничной торговли», - отметил Андрей Пшеницын.
Федеральные средства
Из федерального бюджета в прошлом году область получила 24 млрд 898 млн рублей - на 3% больше, чем в 2011 году. Для сохранения объема поддержки велась постоянная работа областных органов власти с федеральными ведомствами по выделению дополнительных финансовых ресурсов и обоснованию потребности в них. Благодаря этому по различным направлениям в 2012 году дополнительно получено 14,5 млрд рублей, что в 2,4 раза больше первоначально планируемого объема.
Наиболее существенные дополнительные суммы поступили по линиям министерств здравоохранения, финансов, строительства, образования и науки, сельского хозяйства и социальных отношений.
«Бóльшая часть полученных федеральных ресурсов - 18 млрд 205 млн рублей - имела традиционно целевую направленность. Самые крупные суммы - на социальные выплаты населению, модернизацию здравоохранения и образования, поддержку сельского хозяйства, решение вопросов в сфере занятости населения», - подчеркнул Пшеницын.
В виде дотаций в область поступило 6 млрд 692,8 млн рублей - с приростом 17% к предыдущему году. В основном - за счет получения средств на переселение поселка Роза, ликвидацию последствий засухи и повышение зарплат педагогам.
Расходы
«Политика в сфере бюджетных расходов в 2012 году обеспечивала решение социальных и экономических задач области. Принятые бюджетные обязательства исполнены в полном объеме, без просроченной кредиторской задолженности. Прошлый год стал первым годом полноценной работы в условиях 83-го федерального закона, который выстроил новую систему областных учреждений. Все они финансировались без сбоев, по новым механизмам выделения средств. Для бюджетных и автономных учреждений - на основе государственных заданий, утвержденных отраслевыми министерствами», - доложил министр финансов.
В целом расходы областного бюджета в 2012 году составили 97 млрд 578,5 млн рублей с увеличением на 1% к предыдущему году.
Совместная работа всех министерств и ведомств в течение года дала возможность отложить часть запланированных расходов на более поздний период. Например, подписано соглашение с Минфином России о десятилетней отсрочке погашения задолженности по кредиту, который область брала на ликвидацию последствий засухи, а также более удобных условиях ее выплаты.
В результате в 2012 году банковский займ на осуществление текущих расходов составил 3,3 млрд рублей вместо ожидаемых 7 млрд, а областной бюджет удалось исполнить без планируемого ранее дефицита.
Такие социально ориентированные отрасли, как образование, здравоохранение, социальная политика, спорт и культура, обеспечены ресурсами в объеме 63 млрд 979 млн рублей с приростом к предыдущему году на 21,5%. Доля расходов на эти направления в бюджете 2012 года составила 66%.
Необходимыми ресурсами были обеспечены и приоритетные задачи по выполнению социальных обязательств, модернизации образования и здравоохранения, повышению оплаты труда педагогов.
«Напомню, что рамках реализации указов президента в 2012 году состоялось повышение оплаты труда педагогических работников Челябинской области с 1 октября, с 1 ноября и с 1 декабря с целью доведения их средней заработной платы до среднего по экономике уровня. Еще одной особенностью 2012 года являлась передача с местного на областной уровень полномочий по оказанию медицинской помощи. Все необходимые для этого расходы обеспечены в полном объеме, в том числе путем выделения по решениям губернатора дополнительных ресурсов в течение года», - сообщил Андрей Пшеницын.
По словам министра, в результате этих изменений удельный вес названных отраслей в составе бюджета увеличился. По расходам на образование - с 17 до 21%, на здравоохранение - с 15 до 22% от общего объема расходов.
На развитие дорожного хозяйства направлено 8 млрд 829,7 млн рублей.
В отрасль жилищно-коммунального хозяйства вложено 4 млрд 608 млн рублей бюджетных ресурсов. Их увеличение произошло более чем в полтора раза за счет мероприятий по переселению жителей поселка Роза, основная часть которых реализована в 2012 году.
Объем средств на поддержку сельского хозяйства составил 3 млрд 243 млн рублей. В том числе 595 млн рублей федеральных ресурсов направлено на ликвидацию последствий засухи. Впервые по решению губернатора на условиях софинансирования с Федерацией начали предоставляться гранты начинающим фермерским хозяйствам.
Расходы на капитальное строительство с учетом финансовой помощи муниципалитетам в 2012 году выросли более чем в полтора раза и превысили 8 млрд рублей.
В рамках перечисленных направлений в 2012 году средства областного бюджета обеспечивали реализацию 51 целевой программы общим объемом финансирования 12,4 млрд рублей.
А в целом, с учетом ведомственных целевых программ, по программно-целевому принципу сейчас формируется и осуществляется свыше 75% расходов областного бюджета.
Более 52% расходов в 2012 году составили трансферты муниципальным образованиям на общую сумму 51 млрд 227,6 млн рублей. Большая часть этих средств, 29 млрд 46,4 млн рублей, перечислена на реализацию переданных полномочий с увеличением к предыдущему году на 23%.
Наиболее существенно увеличилось финансирование по таким направлениям как обеспечение образовательного процесса, компенсация за содержание детей в детских садах, поддержка областных ветеранов труда.
Другая часть трансфертов, 22 млрд 181,2 млн рублей, это непосредственная помощь со стороны области в реализации муниципальных полномочий. По отношению к 2011 году она уменьшилась на 28% из-за перераспределения в пользу региона полномочий в здравоохранении.
Наибольший объем финансовой помощи на местные полномочия передан по таким отраслям, как дорожное хозяйство, строительство социально значимых объектов в территориях, развитие инфраструктуры городов и районов, модернизация образования, капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья. Кроме того, 4 млрд 855 млн рублей направлено в виде дотаций.
Поддержка городов и районов осуществлялась и в виде бюджетного кредитования. В 2012 году шести муниципалитетам выданы бюджетные кредиты на общую сумму 200 млн рублей.
Выводы
Область продолжила своевременное исполнение собственных, ранее взятых, долговых обязательств по кредитам. В прошлом году, в соответствии с графиком, на погашение долга направлено 2 млрд 411 млн рублей.
По словам министра, Челябинская область третий год подряд входит в число регионов с высоким качеством управления региональными финансами, оценка которого проводится Минфином России. Во многом благодаря финансовой устойчивости область сохранила и высокий рейтинг кредитоспособности.